Назревший саммит. Путин примет участие во встрече астанинского формата в Иране
По итогам саммита в Тегеране лидеры России, Ирана и Турции планируют принять совместное заявление
МОСКВА, 18 июля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин во вторник направится в Тегеран на саммит глав государств - гарантов астанинского процесса (Россия, Иран, Турция) по Сирии. На полях этого мероприятия российский лидер проведет двусторонние переговоры с иранским и турецким коллегами Эбрахимом Раиси и Реджепом Тайипом Эрдоганом, а также встретится с духовным лидером и руководителем Ирана Али Хаменеи.
Предыдущий саммит астанинской "тройки" - шестой по счету - прошел 1 июля 2020 года в онлайн-режиме из-за пандемии коронавируса. Стороны условились, что соберутся в Тегеране очно, когда позволит эпидемическая обстановка. Спустя два года наступил подходящий момент для обсуждения накопившихся за это время острых тем.
Как сообщил помощник российского лидера Юрий Ушаков, по итогам саммита астанинского формата в Тегеране лидеры планируют принять совместное заявление, проект которого "подготовлен и уже практически согласован".
Обмен мнениями по "наиболее горячим точкам"
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в преддверии визита Путина в Тегеран отметил, что предстоящая встреча "тройки" станет хорошим поводом обсудить международные и региональные проблемы.
По словам Пескова, помимо обширной сирийской проблематики, лидеры в двустороннем формате намерены обменяться "мнениями по наиболее горячим точкам" во внешней политике. "Вокруг нас очень много горячих региональных проблем, которые нуждаются в нашем взаимодействии для того, чтобы они были решены", - указал он. В том числе не исключено, что Путин проинформирует Раиси и Эрдогана о ходе спецоперации РФ на Украине и обсудит с ними изменения на мировой арене в этой связи.
Надежное партнерство с Ираном
Спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов, выступая на российско-иранской конференции, подчеркнул, что Москва видит в Тегеране "надежного партнера и единомышленника в контексте глобальных изменений". Он также отметил, что повестка двусторонних встреч Путина с Раиси и Хаменеи отразит "всю многогранную палитру двустороннего сотрудничества".
Кроме того, Богданов напомнил о ведущейся работе над новым межгосударственным договором о сотрудничестве Москвы и Тегерана, который "призван создать актуализированный и соответствующий нынешним реалиям правовой каркас сотрудничества на долгую перспективу с горизонтом планирования на 20-25 лет". Как сообщил в интервью Гостелерадио Ирана Песков, в Кремле рассчитывают, что такой документ может быть подписан в скором времени, после согласования некоторых правок.
В преддверии визита Путина в Тегеран посол Ирана в Москве Казем Джалали заявил, что именно сейчас для стран наступил чрезвычайно важный этап в развитии двусторонних отношений. "Иран и Россия являются двумя важными соседними государствами, мы имеем очень давнюю историю своего взаимодействия. Наши отношения, конечно, имели взлеты и падения, но <...> мы сейчас находимся на самой важной вехе развития наших двусторонних связей, наши отношения получают дальнейший скачок и развитие", - сказал он. Дипломат также добавил, что очень доволен тенденцией развития двусторонних отношений.
Кроме того, Путин и его иранские визави обсудят проблематику вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД), анонсировал помощник президента Ушаков. "Москва продолжит усилия на данном направлении и считает важным, чтобы контакты по СВПД были продолжены. Мы поддерживаем диалог, который установился при посредничестве Евросоюза между Ираном и США, расцениваем этот диалог как очевидное свидетельство нацеленности Тегерана на поиск компромиссов для возобновления полноценной реализации Совместного плана действий", - отметил он.
Переговоры с Эрдоганом
Визит турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана в Иран начинается в понедельник. В Тегеране он примет участие в саммите в астанинском формате, заседании Совета сотрудничества высшего уровня между Турцией и Ираном, также турецкий лидер планирует встретиться с Путиным. Как сообщили в администрации Эрдогана, стороны обсудят ситуацию в Сирии, борьбу с террористическими организациями, представляющими угрозу безопасности региона, включая "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), политическое урегулирование, гуманитарную обстановку в арабской республике, а также проблематику возвращения сирийских беженцев на родину.
Ушаков отметил, что лидеры России и Турции обязательно обсудят вывоз украинского зерна. 13 июля в Стамбуле прошли первые четырехсторонние консультации между представителями ООН, России, Турции и Украины по вопросу разблокирования украинских портов для осуществления вывоза сельскохозяйственной продукции. "Мы готовы продолжать работу на этом треке", - заверил помощник президента РФ.
Украинский вопрос
Учитывая настрой сторон на обстоятельное обсуждение международной проблематики, можно предположить, что ситуация вокруг Украины будет одной из важных тем переговоров в Тегеране. Турция неоднократно высказывала посреднические инициативы для организации переговоров между делегациями РФ и Украины. Последний очный раунд диалога состоялся именно в Стамбуле 29 марта, впоследствии в Москве неоднократно заявляли, что переговоры были заморожены по инициативе Киева.
Предложения по оказанию содействия в урегулировании ситуации вокруг Украины высказывала и иранская сторона. 8 июня Раиси в разговоре с Путиным отметил готовность использовать свои возможности, чтобы помочь найти решение военного противостояния на Украине дипломатическим путем. В частности, исламская республика была предложена в качестве площадки для проведения переговоров между Россией и Украиной. Посол России в Тегеране Леван Джагарян в интервью телеканалу "Россия-24" отмечал, что в Москве считают иранскую позицию по событиям на Украине и специальной военной операции РФ "сбалансированной и очень взвешенной".
При этом накануне поездки Путина в Тегеран Ушаков подчеркнул, что "пока что никакой заинтересованности со стороны Киева, как и со стороны западных государств, [в переговорах] не просматривается".
Попытка "переубедить"
Саммит в астанинском формате пройдет в Тегеране на фоне непростой ситуации вокруг Сирии, этим обусловлена его актуальность, считает старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин. В беседе с ТАСС он указал, что в последние месяцы баланс военного присутствия в Сирии мог несколько измениться.
"Кроме того, Турция намерена увеличить зону безопасности, как они говорят, в курдских регионах Сирии путем проведения военной операции, - указал Сажин. - Иран активно проводит работы по обеспечению ливанского движения "Хезболлах", которое, в общем-то, курируется Тегераном - вооружением и техникой. Кроме того, Иран активизирует свою деятельность на сирийско-израильской границе, что совершенно не удовлетворяет Израиль. То есть обстановка довольна сложная, и она требует решения на самом высоком уровне. Я думаю, что какое-то решение по Сирии будет там оглашено".
Эксперт также отметил, что планы Турции провести спецоперацию в Сирии "не вызывают воодушевления ни в Москве, ни в Тегеране". "Я думаю, что и Путин, и Раиси будут убеждать Эрдогана во всяком случае в ближайшем будущем воздержаться от таких радикальных действий", - добавил собеседник агентства.
Геополитический сигнал Западу
Гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов в свою очередь считает, что визит Путина в Тегеран отражает изменившуюся систему внешнеполитических приоритетов России. По его словам, значение Тегерана как партнера Москвы сейчас возрастает как на экономическом направлении, так и на военно-политическом и региональном треках. В связи с этим поездка в Тегеран является символичной и несет определенный сигнал, указал Кортунов.
"Идет расширение многосторонних форматов сотрудничества незападных стран, - отметил специалист. - Иран не так давно начал процесс формального вхождения в ШОС. Вот сейчас обсуждается вопрос дальнейшего развития БРИКС. Есть целый ряд других многосторонних форматов, важных и для России, в которых участвует Иран. Это, безусловно, явный сигнал и Западу, и Востоку, что формируется новая геополитическая реальность, с которой так или иначе придется считаться".