О готовности Москвы услышать Киев и неверии в Запад. Ответы Лаврова на пресс-конференции
Глава МИД России отметил, что СВО стала результатом отказа США обсуждать предложенные Россией в прошлом году гарантии безопасности
МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Система европейской безопасности в своем нынешнем виде не может быть восстановлена - ее придется создавать заново, и Россия не уверена, что на Западе "найдут в себе силы и разум" для этого, заявил на пресс-конференции в четверг глава МИД РФ Сергей Лавров.
Он отметил, что Москва не "просит о переговорах" с Киевом, чтобы выиграть время, а российские удары наносятся только по тем объектам украинской инфраструктуры, от которой зависит военный потенциал. Лавров также подчеркнул прямое участие Соединенных Штатов и НАТО в конфликте и заявил о скорых похоронах ОБСЕ и "покалеченном" Совете Европы.
ТАСС собрал основные тезисы министра.
О кризисе европейской безопасности
Европейские политики пытаются выстроить безопасность без России и Белоруссии, но Москве такая "безопасность" не нужна: "Вся безопасность Европы сейчас сводится к тому, что она полностью подчинилась Соединенным Штатам".
Восстановить систему европейской безопасности, даже если западные страны захотят, не получится: "Восстановление означает вернуться к чему-то, что было раньше. Но бизнеса "как обычно" не будет. Когда и если Запад поймет, что соседствовать лучше на каких-то взаимосогласованных основах, мы послушаем, что Запад предложит". В Москве, однако, сомневаются, что западные лидеры "найдут в себе силы и разум".
Проблема уходит корнями в конец прошлого века, когда на Западе рассчитывали, что Россия не вернет свои позиции в Европе, и исходили из того, что "наступил, как говорили тогда, конец истории, и теперь все будет по правилам либеральной демократии". И после завершения холодной войны "основной инстинкт" Вашингтона и Брюсселя - стремление доминировать во всех мировых делах - никуда не делся.
О "могиле" для ОБСЕ
Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе ждет скорый крах: "начало готовить похороны" председательство Швеции, а в этом году ей "усердно выкапывает могилу" Польша (МИД которой, в частности, отказал во въезде российской делегации во главе с Лавровым на заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ 1-2 декабря).
Запад, под чьим контролем уже находится организация, предпочитает "рыть разделительные линии", а "там, где копают, можно кого-то похоронить", и это, скорее всего, будет именно ОБСЕ.
Другую общеевропейскую структуру - Совет Европы (о выходе из которого Россия заявила 15 марта) - Запад уже "покалечил без возможности восстановления".
О причинах военной операции и переговорах
Специальная военная операция стала результатом отказа США обсуждать предложенные Россией в прошлом году гарантии безопасности: "Нам не просто так не понравился [президент Украины Владимир] Зеленский, потому что он перестал в КВН играть".
Москва никогда не просила о переговорах с Киевом, "чтобы выиграть время, для того чтобы собрать дополнительные силы": "Никогда ни о каких переговорах мы не просили, но всегда говорили, что, если кто-то имеет интерес к переговорному решению, мы готовы выслушать".
В марте именно власти Украины инициировали переговоры и передали документ, с которым Россия согласилась: "Мы были готовы договориться с ними на тех принципах, которые выдвинули они сами, но им это не позволили сделать, потому что война еще не принесла достаточно обогащения тем, кто ее курирует, кто ею дирижирует, а делают это прежде всего США и, конечно же, англичане".
О вмешательстве Запада на Украине
Соединенные Штаты и НАТО напрямую участвуют в конфликте на Украине - не только поставляя "смертоносное оружие, чтобы убивать русских", но и готовя военные кадры, и определяя "подавляющее большинство целей", по которым бьет Киев.
Такое вмешательство ставит на грань столкновения ядерные державы, и если конфликт между ними "кто-то задумает начать конвенциональными средствами, риск перерастания в ядерную войну будет огромным".
Москва атакует только те объекты, от которых зависит боевой потенциал Вооруженных сил Украины и доставка западного оружия, - даже западные военные эксперты обращают внимание на то, что российская операция "с самого начала реализовывалась в режиме минимизации любых негативных последствий для гражданского населения и для гражданской инфраструктуры".
О крахе европейской дипломатии
Нужно разбираться, "сохранилась ли европейская дипломатия, и если да, то что это такое". Если она понимает под европейскими ценностями то, что "сейчас Украина реально продвигает", то "не надо с такой дипломатией иметь ничего общего": "Мы будем бороться за то, чтобы эта дипломатия поскорее прекратилась".
Европейские страны много говорят о посредничестве между Москвой и Киевом, но не предлагают никакой конкретики, да и от украинской стороны Евросоюз в своих усилиях "раз за разом получал отлуп".
Папа Римский Франциск, который также призывает к переговорам, недавно сделал "заявление совсем не христианское, выделив две народности Российской Федерации в категорию, от которой можно ожидать зверств": "Это делу не помогает и авторитету Святого престола".
Что касается США, то они сначала настаивают на конфиденциальных каналах, а потом допускают утечки - так было с недавней встречей глав СВР и ЦРУ Сергея Нарышкина и Уильяма Бернса: "Как только они в Анкару прилетели, тут же это утекло". При этом специальный канал для переговоров об обмене заключенными работает, и есть надежда, что "какие-то результаты там будут достигнуты".
О потолке цен на нефть
Желание Запада установить потолок цен на российские энергоресурсы посылает всему миру сигнал, что нужно отходить от использования западных инструментов.
Россию уровень этого потолка не интересует: "Речь не о том, чтобы нам сегодня получить чуть-чуть побольше выручки за нашу нефть". Москва будет взаимодействовать с партнерами напрямую, и те тоже "не будут озираться на эти потолки".
О целях НАТО
Североатлантический альянс в европейской политике вернулся к приоритетам начала холодной войны: "Русских хотят держать вне Европы, американцы уже поработили всю Европу, а под контролем держат не только немцев, но и весь Европейский союз".
При этом НАТО за все время своего существования "едва ли смогла записать себе в актив хотя бы одну реальную историю успеха": "Она несет вовне разруху и страдания". Последствия попыток Запада доказать, что он может "решать любые проблемы", - как это было в Ираке, Ливии, Югославии, - "аукаются до сих пор".
Сейчас альянс активен далеко за пределами Северной Атлантики, а его "границы обороны" вскоре дойдут до Южно-Китайского моря: "Берется курс на постоянное создание раздражителей, горячих точек с расчетом на то, что США находятся далеко".