Максимальное использование потенциала сотрудничества с "мировым большинством" становится главным приоритетом российской внешней политики. Об этом говорится в опубликованных в понедельник ответах МИД РФ на вопросы СМИ к пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в прошлом году.
В министерстве также подчеркнули, что "недоговороспособность и лживость" Запада стимулирует приоритетное развитие "южного и восточного векторов" внешней политики, заверили, что западные попытки вбить клин между Москвой и ее партнерами в СНГ обречены на провал, а также напомнили о неизменности российской позиции по переговорам с Украиной.
ТАСС собрал основные ответы министерства.
О перспективах переговоров с Украиной
- "Позиция России по переговорам с Украиной хорошо известна".
- В Москве никогда не отказывались от равноправного диалога с Европой и надеются, что рано или поздно там появятся политики, которые смогут "опираться на собственные национальные интересы, а не на стремление угодить кому-то за океаном": "Тогда и договариваться будет с кем".
О приоритетах российской дипломатии
- Главным вектором российской дипломатии становится "максимальное использование потенциала сотрудничества с мировым большинством, то есть государствами и объединениями пространства СНГ, Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки".
- В Москве также намерены "и впредь бороться за правду и справедливость в международных делах, против рудиментов неоколониализма и гегемонистских амбиций США и их сателлитов".
- Россия будет выстраивать "практическую работу" с недружественными странами исходя из того, насколько они учитывают ее законные озабоченности в сфере безопасности. "Любым попыткам нанести ущерб России и ее союзникам будет дан решительный отпор".
Об отношениях с Западом
- Процесс преодоления последствий разрыва с недружественными странами продолжается, но уже можно сказать, что его воздействие на РФ удалось ограничить: "Состояние нашей экономики наглядно свидетельствует об этом".
- "Недоговороспособность и лживость" Запада укрепляет Москву в решимости в приоритетном порядке развивать "южный и восточный векторы внешней политики".
- Россия не сторонница разрыва дипломатических отношений, в том числе с Польшей и странами Прибалтики, но не исключает, что они "в антироссийском раже" решатся полностью разорвать контакты. "Если это произойдет, то ответственность за этот шаг и его последствия полностью ляжет на руководство этих государств".
- Россия последовательно выступала на развитие добрососедского взаимовыгодного сотрудничества с Финляндией, и вопрос, что нужно сделать для улучшения двусторонних отношений, следует адресовать финским властям. Вместе с тем "вызывает сомнение способность проведения Финляндией самостоятельного, а не диктуемого другими курса".
Об идеях "расчленения" России
- "Для нас давно ясно, что само существование России как одного из базовых, системообразующих элементов на обширном евразийском пространстве представляет проблему для наших оппонентов".
- Заявления в зарубежной прессе о распаде России - элемент информационной войны. "Это очередное наглядное подтверждение того, с кем мы в реальности имеем дело и какие планы вынашивают противники".
О будущем России и ООН
- Россия останется членом и Организации Объединенных Наций, и Совета Безопасности ООН как государство - продолжатель Советского Союза. Попытки оспорить это неуклюжи.
- Сама ООН должна сохранить центральную роль в мировых делах, несмотря на взятый Западом курс на разрушение основ миропорядка, в центре которого находится всемирная организация.
Об отношениях с Японией
- Россия в связи с милитаризацией Японии призывает последнюю "в полной мере помнить уроки прошлого": "Токио хорошо известно, к чему приводит политика милитаризма".
- Москва также оставляет за собой право принять "ответные адекватные меры" на беспрецедентный рост японских оборонных расходов и масштабные учения в непосредственной близости от российских границ.
- Договоренность о взаимных безвизовых посещениях могил предков действует, но официальных обращений о намерении возобновить такие поездки от Токио не поступало.
Об отношениях с "мировым большинством"
- Россия и Китай предпринимают активные совместные шаги по укреплению многополярной системы международных отношений, не исчерпан и потенциал экономического сотрудничества между странами. Большое значение приобретает китайская инициатива "Один пояс - один путь".
- Москва поддерживает индийские идеи сбалансированного миропорядка и выстраивает механизмы взаимодействия с единомышленниками, в том числе в сфере безопасности и валютно-финансовой сфере.
- РФ позитивно относится к сотрудничеству со всеми странами Латинской Америки, будет вести с ними диалог с уважением их национальных интересов. Предложение президента Венесуэлы Николаса Мадуро создать блок союзников России и Китая имеет "важный созидательный посыл".
О партнерстве с ближним зарубежьем
- Запад беспардонно пытается вбить клин между Россией и ее стратегическими партнерами и союзниками, но "все эти потуги обречены на провал". "Нахрапистости западников мы противопоставляем дальнейшее укрепление политико-дипломатических контактов, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества".
- Полностью отказываться от расчетов в долларах и евро со странами Евразийского экономического союза преждевременно.
- Инициатива Большого Евразийского партнерства не привязана к конкретным срокам. Москва приветствует присоединение Баку к интеграционным процессам.
- Москва работает над урегулированием конфликтов в Закавказье, в том числе между Азербайджаном и Арменией, и готова содействовать нормализации отношений Грузии и Южной Осетии.
Об отношениях с Ближним Востоком
- Развитие отношений с ближневосточными странами - один из приоритетов российской внешней политики. "Оно имеет самодостаточное значение и уж точно не является "приложением" к нашей европейской политике".
- "Мы признательны друзьям из государств Ближнего Востока за сбалансированную позицию по чувствительным для нас сюжетам глобальной повестки дня, включая украинскую тему".
О ситуации на Корейском полуострове и вокруг Ирана
- Регресс в процессе урегулирования на Корейском полуострове вызван нежеланием США и их союзников следовать достигнутым договоренностям, в том числе гарантировать безопасность КНДР.
- Эскалация вероятна, особенно в свете возможного возвращения на юг полуострова ядерного оружия. России пришлось бы учитывать такой вариант в своем стратегическом планировании.
- Москва готова к конструктивным контактам по корейскому вопросу, в том числе на базе предложений Пекина.
- Для возобновления иранской ядерной сделки технически все готово, но Запад "притормаживает" процесс и при этом возлагает вину на Тегеран.