Лавров: тема ЗРК С-300 была и остается в плоскости двусторонних отношений с Ираном
"Иран наш сосед, мы с ним развиваем тесные отношения в торгово-экономическом и военно-техническом сотрудничестве", - заявил глава МИД РФ
МОСКВА, 21 января. /ТАСС/. Тема зенитно-ракетного комплекса С-300 была и остается в плоскости двусторонних отношений с Ираном. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам 2014 года.
"Иран наш сосед, мы с ним развиваем тесные отношения в торгово-экономическом и военно-техническом сотрудничестве, в тех областях, не подпадающих под санкции СБ ООН, взаимодействуем по Каспию", - отметил Лавров.
"Я не слышал сообщений, что тема С-300 обсуждалась (в ходе визита министра обороны РФ в Иран), - сказал он. - Это тема двусторонних отношений, в рамках этих отношений она и будет рассматриваться".
"Иран - это крупная держава с богатой историей, без участия которой долгосрочное, устойчивое решение проблем региона, включая сирийскую проблему, иракскую проблему, афганскую проблему, просто невозможно. Чем скорее это осознают другие участники и будут руководствоваться соображениями прагматизма, тем полезнее это будет для наших общих усилий по стабилизации в этом регионе", - уверен глава МИД РФ.
В 2005 г. Россия договорилась с Ираном о поставках как минимум пяти зенитно-ракетных систем среднего радиуса действия С-300 ПМУ-1 на сумму более $800 млн. В случае невыполнения контракта предусматривалась выплата неустойки в размере $300-400 млн. В сентябре 2010 г. занимавший тогда пост главы государства Дмитрий Медведев ввел запрет на поставку Ирану С-300 в соответствии с резолюцией СБ ООН, ограничивающей поставки ИРИ современных вооружений. Россия вернула Ирану перечисленные ранее в качестве предоплаты средства в размере $166,8 млн.
В апреле 2011 г. иранская сторона, считая, что поставка этих ЗРК не подпадала под резолюцию СБ ООН, поскольку контракт был подписан до введения санкций, подала в Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу иск на ОАО "Рособоронэкспорт". Сумма иранского иска составила $900 млн, однако Суд ОБСЕ добавил к нему еще $3 млрд. Иран выражал готовность отозвать иск, в случае если Россия выполнит поставки. Москва предложила Тегерану поставить вместо комплексов С-300 системы ПВО "Тор-М1Э", однако Иран это не устроило. 18 июля 2014 г. посол ИРИ в России Мехди Санаи заявил, что Иран считает контракт до сих пор действующим и надеется на получение от РФ С-300 или более современной системы.