Лавров: распространение терроризма на Ближнем Востоке связано с разрушением государств
По словам главы МИД РФ, "двойные стандарты очевидны"
МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Проблема распространения терроризма на Ближнем Востоке связана с тем, что разрушают государственность. Такое мнение высказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу НТВ.
Отвечая на вопрос о том, почему партнеры не готовы поддержать инициативу России о создании широкой антитеррористической коалиции, министр предположил, что "может быть причина и в том, что цели (коалиции в борьбе с терроризмом в Сирии - прим.корр.) объявлены не совсем честно". "Может быть, все-таки целью является смена режима? - задался вопросом Лавров. - Они не отказываются от своей позиции, что окончательное урегулирование в Сирии может быть, только когда Асада уже не будет".
"Они и сейчас говорят о том, что коалиция, уже больше года работающая в Сирии и Ираке, ведет борьбу только против террористов, против "Исламского государства" прежде всего, и не бомбит позиции правительственных войск, - продолжил министр. - Наверное, есть объективная возможность убедиться в том, так это или нет. Но мы сейчас изучаем эту ситуацию".
"Как-то нерешительно люди борются с терроризмом, - заметил Лавров. - Может быть они хотели так, как это было раньше, использовать экстремистские отряды для того, чтобы достичь конъюнктурной цели ослабления правительства? Нет ответа на этот вопрос".
"Мы помним как свергали Саддама Хусейна, - продолжил министр. - Потом Ирак превратился в место, где царит хаос, до сих пор там все очень непросто". "Мы помним как, ради свержения режима Каддафи, наши западные партнеры и страны региона взаимодействовали с самими отъявленными экстремистами, которые потом, как джин из бутылки, расползлись по всей Северной Африке, даже в "черную" Африку", - отметил Лавров.
По его словам, "двойные стандарты очевидны". "И нам нужно всем определиться, что главнее", - подчеркнул глава МИД РФ. Министр предположил, что "есть группа стран, которые считают, что главнее еще один режим разрушить, еще одно государство развалить".
"Ведь, в конечном счете, проблема распространение терроризма на Ближнем Востоке связана с тем, что разрушают государственность", - заметил министр.
"И в Ираке, и в Ливии, теперь в Сирии, - сказал Лавров. - Наверное, скоро за Ливан примутся, я уже даже не знаю". "Есть такое понятие, такая фраза, что история никого ничему не учит, - обратил внимание глава МИД РФ. - Но может быть это можно было раньше принимать на веру, когда речь шла о событиях столетней давности. Но вот за это последнее десятилетие, пятнадцатилетие, мы пережили и Ирак, и Ливию, сейчас Сирию. Это все одно и то же. Так что надо определиться, и именно к этому призывает наш президент".
Создать антитеррористическую коалицию под эгидой ООН вполне возможно
Широкую антитеррористическую коалицию под эгидой ООН создать вполне возможно, сообщил глава МИД РФ.
"Более того, мы предлагаем сейчас это сделать, - отметил он. - Мы внесли проект резолюции, который нацелен на формирование под эгидой Совета Безопасности ООН коалиции, которая будет действовать на основе Устава ООН, на основе решений СБ ООН, с согласия тех стран, на территории которых необходимо предпринимать меры военного характера. Спорить с этим подходом очень трудно, но наши западные партнеры пока уходят даже от серьезной дискуссии, в кулуарах давая понять, что там все правильно написано, но мы не можем по политическим соображениям сотрудничать в этом вопросе".
Эти "политические соображения", по словам главы МИД РФ, заключаются в том, что уже создана коалиция, которая "легитимна для борьбы с террористами в Ираке, поскольку иракское правительство об этом попросило". "Правда, она "нелегитимна для такой же работы в Сирии", но западные партнеры считают, что не нужно никакого Совета Безопасности. Они считают, что сами могут все решить, а в Совете Безопасности - Россия, Китай, Венесуэла, еще какие- то страны, которые не всегда берут под козырек. Это очень опасная тенденция, это плохо кончится", - считает Лавров.
"Кстати, была ГА ООН. Мы подготовили и провели заседание Совбеза по борьбе с терроризмом в полном соответствии с Уставом ООН, при полном уважении прерогатив ООН и компетенции СБ ООН как главного органа, отвечающего за международный мир и безопасность, - напомнил министр. - Наши американские партнеры тоже провели мероприятие по борьбе с терроризмом в помещении ООН, но никаким образом не привязанное к Уставу, правилам и процедурам ООН, а просто пригласив тех, кого пожелали там видеть. Нас тоже пригласили, мы были там представлены".
"Но несколько соображений возникает в этой связи, - продолжил он. - Во-первых, почему такое мероприятие обязательно нужно проводить вне рамок правил и процедур ГА, без привязки к ООН как таковой, а просто на ее территории? Во-вторых, перечень приглашенных. Почему кто-то остался за бортом, я не понимаю. А вот представители Косово были приглашены наравне с государствами-членами ООН, сидели за такой же табличкой, чем американцы серьезно подставили и генерального секретаря, который был приглашен на открытие этого форума, и всю ООН".
В этой связи глава российской дипломатии напомнил о том, как США в свое время отказались выдать визы представителям Абхазии и Южной Осетии, чтобы те могли высказать свою точку зрения при обсуждении представленного Грузией на ГА ООН проекта резолюции по возвращению беженцев на территории этих республик. "Сейчас, когда им нужно было непризнанную структуру под названием Косово привести в ООН, они элементарно злоупотребили своим положением страны- хозяйки штаб-квартиры, выдали визу, провели в штаб-квартиру ООН, притом без какого-либо пропуска, выданного секретариатом ООН, - обратил внимание Лавров. - Это тоже характеризует отношение к организации".
"Наверное, легче собирать тех, кто тебя слушается во всем, и с ними решать какие-то задачи, представлять это все как некую "волю мирового сообщества", - подчеркнул он. - Гораздо труднее приходить в ООН и договариваться с участием России, Китая и многих развивающихся стран из числа тех, кто имеет самостоятельные суждения по внешнеполитическим вопросам. Конечно, это труднее и времени больше занимает, но компромиссы и договоренности, достигнутые с теми, кто не думает с тобой одинаково по каждому вопросу, намного долговечнее и эффективнее".