Реакция российских политиков на начало процесса вступления Черногории в НАТО
Главы МИД стран-участниц НАТО 2 декабря на саммите в Брюсселе официально пригласили Черногорию начать переговоры о вступлении в альянс
Главы МИД стран-участниц НАТО 2 декабря на саммите в Брюсселе официально пригласили Черногорию начать переговоры о вступлении в альянс, которые, предположительно, продлятся полтора-два года.
Черногория присоединилась к программе НАТО "Партнерство ради мира" еще в составе конфедерации с Сербией в 2003 году. В 2006 году после объявления своей независимости она подтвердила участие в этой программе. В 2009 году получила План действий по членству в НАТО.
"В механизм перманентного воспроизводства холодной войны теперь включилась и Черногория"
У председателя комитета по международным делам Совета Федерации Константина Косачева начало процесса вступления Черногории в НАТО вызывает сожаление. "Сюжет, безусловно, вызывает сожаление", - написал на своей странице в социальной сети Facebook сенатор.
Косачев напомнил, что свое время первый генсек Североатлантического альянса лорд Исмей заметил, что цель НАТО - "держать русских вне Европы, американцев - в Европе, а немцев - под контролем Европы". "Эта цель исправно исполняется даже после того, как закончилась холодная война и раскол Европы был преодолен", - констатировал сенатор. Он выразил сожаление, что "в этот механизм перманентного воспроизводства холодной войны теперь включилась и Черногория".
По словам Косачева, в России "имели все исторические, этнические, духовные и культурные основания" считать Черногорию близким государством и народом. "Это - собственный выбор, но мы имеем полное право считать его неправильным и не безальтернативным", - отметил политик.
По мнению Косачева, "у небольших государств Европы долгие годы сознательно формировали представление, будто для них нет альтернативы НАТО в сфере безопасности".
Расширение евроатлантических структур на Восток "обрушивает существующую систему европейской безопасности", ключевым принципом которой была "неделимость безопасности, невозможность безопасности одних за счет других", и "автоматически ставит под угрозу всех, кто вне НАТО", считает Косачев.
"Существенное препятствие"
Интеграция Черногории в НАТО - сигнал для России укрепить собственную систему союзов, заявил председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. "Основные меры - это укрепление российской обороны, военно-политических возможностей, укрепление российской системы союзов", - сказал он.
По мнению Пушкова, интеграция с НАТО "будет существенным препятствием на пути улучшения двусторонних отношений между Россией и Черногорией". Парламентарий также убежден, что вопрос о вступлении в НАТО не будет вынесен на референдум в Черногории, поскольку он "может дать негативный результат и сорвать весь процесс".
Пушков подчеркнул, что членство Черногории в НАТО не изменит стратегического баланса сил в Европе, однако политическое значение этого решения велико. Втягивание Черногории в НАТО является "продолжением курса консолидации европейского пространства под руководством США и его противопоставления РФ", уверен Пушков. "Планы о включении в НАТО Грузии и Украины по-прежнему вынашиваются", - заключил парламентарий.
Руководство страны втягивает ее в НАТО вопреки воле народа
Вступление Черногории в НАТО не пойдет на пользу ни Подгорице, ни Брюсселю, поскольку руководство Черногории втягивает страну в альянс вопреки воле немалой части народа, а Западу придется иметь дело с "криминальным режимом" Мило Джукановича, считает первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
"Народ Черногории вправе самостоятельно решать свою судьбу. Но нынешнее руководство этой страны втягивает ее в НАТО именно вопреки воле народа. Нарушается основополагающий демократический принцип принятия столь важных политических решений, предполагающий обязательное проведение общенационального референдума", - подчеркнул Клинцевич.
Политик также обратил внимание "западных коллег на то, с кем они собираются сотрудничать в рамках военного союза". "Общеизвестно, что режим Мило Джукановича является криминальным, и его деятельность выходит даже за рамки национальных границ", - отметил сенатор.
По его мнению, "общественность западных стран должна знать, что оружие, которым террористы расстреливали мирных парижан, попало в их руки с военных складов Черногории". "Это легко проверить по номерам изъятого у террористов оружия", - сказал парламентарий.
Клинцевич также считает, что "реальную угрозу для национальной безопасности Черногории представляет согласие Джукановича создать на территории страны так называемое "мусульманское гетто", разметив там около 30 тыс. беженцев с Ближнего Востока". "Не секрет, что среди беженцев есть значительное число сторонников ИГ, напрямую причастных к терактам", - добавил он.
"Складывается ситуация, при которой в состав альянса, помимо Турции - прямого пособника международного терроризма, - может войти еще одна страна, мягко говоря, с весьма сомнительной репутацией", - отметил сенатор, добавив, что это противоречит заверениям генсека НАТО Йенса Столтенберга, о том, что "политика открытых дверей, которую проводит альянс, способствует безопасности и стабильности". "На деле все происходит с точностью до наоборот", - заключил Клинцевич.
"От кого собирается защищаться Черногория?"
Интеграция Черногории с НАТО не добавит ей позитива в отношениях с Россией, поскольку это военно-политический блок антироссийского толка, заявил заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.
Политик отметил, что эта новость не стала ни для кого сенсацией, так как подобное политическое решение "принимается, как правило, за годы до того, как страна реально вступает в НАТО". "Думаю, это скажется на отношениях с Черногорией", - считает сенатор.
По его словам, Россия видит разницу между "стремлением стран европейского континента к вступлению в ЕС и стремлением этих же стран к вступлению в НАТО". "Потому что НАТО - это антироссийский блок по сути, генетически антироссийский блок, как бы его ни пудрили, ни приглаживали и ни прихорашивали", - подчеркнул Климов. "Если кто-то вступает туда или начинает вести переговоры, то эта страна не добавляет позитива в отношениях с Россией", - добавил он.
Сенатор также считает, что НАТО не дает своим членам гарантий безопасности, что доказали события 11 сентября 2001 года в США и недавние теракты в Париже. Он также недоумевает относительно того, какие именно угрозы хочет отвести от себя Черногория, вступая в НАТО. "От кого собирается защищаться Черногория? От Северной Кореи? От Судана? От какой страны? Как только задаешь этот простой вопрос, сразу все становится на свои места", - заключил зампред международного комитета СФ.