Григорий Карасин: ожидать быстрого введения безвизового режима с Грузией не стоит
Статс-секретарь, замглавы МИД РФ рассказал в интервью ТАСС о перспективах развития отношений с Грузией и ответил на вопросы по текущей ситуации на Украине
ПРАГА, 16 марта./ТАСС/. Статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин дал интервью ТАСС по итогам прошедших в Праге переговоров с спецпредставителем премьер-министра Грузии по вопросам взаимоотношений с Россией Зурабом Абашидзе. Дипломат рассказал о попытках вывода отношений двух стран из "тупика взаимной ненависти" и развитии сотрудничества, разъяснил, стоит ли гражданам Грузии надеяться на отмену виз для въезда в Россию, а также ответил на актуальные вопросы по текущей ситуации на Украине.
- Каковы итоги состоявшейся в Праге встречи?
- Состоявшаяся встреча с Зубаром Абашидзе – важный этап, потому что мы встречаемся уже три года и нам удается поэтапно, постепенно выводить отношения между Россией и Грузией из саакашвиливского тупика взаимной ненависти и вражды к новой атмосфере взаимодействия и сотрудничества в целом ряде сфер. Удается, одновременно, воспитывать эти отношения в духе взаимного уважения. Это непростая работа и не все сразу получается, но попытки, тем не менее, приносят результат, и особенно в том, что касается контактов между людьми, которые в последнее время кратно увеличились в условиях более приемлемого визового режима.
Сегодня мы решили несколько застарелых вопросов, связанных с недвижимостью, в частности, посольств Грузии в Москве и российского комплекса в Тбилиси. Россия и Грузия продвигаются в реализации договоренностей 2011 года, которые связаны с двусторонними отношениями в контексте нашего вступления в ВТО. Надеюсь, что в ближайшее время мы начнем практически осуществлять проекты в рамках этих договоренностей.
Значительно увеличился товарооборот между нашими странами за это время, несмотря на кризисные явления, свойственные российской и грузинской экономикам. Растет торговля. По объему товарооборота Россия является вторым по значению партнером для Грузии. Грузинское вино, грузинские минеральные воды сейчас прочно обосновались на столах россиян. В текущем году наметилась тенденция к дальнейшему росту взаимной торговли.
Растет туризм: россияне все больше посещают Грузию. Зураб Абашидзе сообщил, что, по их подсчетам, в этом году количество российских туристов в стране превысит один млн человек. Развиваются межведомственные контакты. У нас с десяток министерств имеют прямых партнеров в Тбилиси. Это, прежде всего, касается министерств транспорта, культуры, образования, наших научных и гуманитарных организаций. Планируются гастроли российских артистов в Грузии. Однbм словом, материя двусторонних отношений становится все более привлекательной, прочной, не подверженной конъюнктурным зигзагам, которые порой встречались в грузинской политике.
Одновременно вызывает разочарование то, что в предвыборной лихорадке, которая сейчас охватила грузинских политиков, многие официальные лица, а среди них министры, и даже президент Грузии, позволяют себе антироссийские высказывания. Эта риторика не может быть приемлемой для нас. Мы, конечно, пытаемся делать скидки на предвыборную атмосферу в стране, но одновременно подчеркиваем, что подобного рода неуважительные высказывания по отношению к нам подрывают доверие, которое начало складываться в наших отношениях. Мы категорически выступаем против подобного явления и надеемся, что партнеры услышат о нашей озабоченности и примут соответствующие решения. Эти политики делают очень плохую услугу атмосфере наших двусторонних отношений.
С Зурабом Абашидзе мы договорились провести следующую встречу ближе к лету здесь же, в Праге. У нас очень большие планы, потому что по линии целого ряда ведомств, по линии международных организаций, в том числе и в Москве, будут проходить мероприятия, на которые приглашены представители наших стран, поэтому будем наращивать активность и дальше. В целом диалог был насыщенным, довольно продуктивным, будем его продолжать.
- Когда можно ожидать снятия визового режима с Грузией, сколько времени для этого потребуется?
- Снятие визового режима с Грузией - это та цель, к которой надо стремиться, но которая будет достигнута нескоро. Во-первых, у нас отсутствуют дипломатические отношения, во-вторых, международная обстановка и террористическая угроза настолько весомы, что заставляют трижды просчитывать варианты, когда мы говорим о свободном въезде и выезде в нашу страну граждан других государств в целом, не только из Грузии. Будем двигаться поэтапно. Сейчас уже фактически все препоны для свободных поездок грузинских граждан в Россию сняты, поскольку они могут ездить по любым приглашениям. Мы не выдаем только туристические визы, все остальные категории виз выдаются, и их количество растет. В прошлом году их число составляло около 24 тыс. Я убежден, что в этом году их будет намного больше. Кроме того, за прошедший год у нас появилось 20 новых автобусных маршрутов, которые связывают Грузию и Россию, они объединяют 12 городов России и четыре города Грузии.
- Если говорить о ситуации на Украине, ожидаете ли вы, что выборы в ДНР и ЛНР удастся провести в июне текущего года, как об этом сообщали ранее западные диписточники? Намерена ли Москва этому способствовать и оказывать влияние на западных партнеров?
- Для того, чтобы выборы в ДНР и ЛНР состоялись в июне, необходимо соблюсти несколько базовых условий. Первое условие - это установление прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском. На это, по разным причинам, наши украинские партнеры не идут, делают это осознанно, это срывает все остальные усилия. Второе условие - Верховной радой должны быть приняты вполне конкретные законы: закон о выборах, закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, и, наконец, закон об амнистии. Эта триада законов является необходимым условием для того, чтобы мы вообще разговаривали о выборах. Все остальное - это вредная лирика, которая, в основном, преследует одну цель: имитировать активность при полном нежелании Киева идти на конкретные меры по проведению выборов. Последняя встреча в Париже министров иностранных дел ("нормандский формат" - прим. ТАСС) еще раз показала, что все международные усилия наталкиваются на жесткое неприятие, на стену непонимания со стороны Киева, который преследует какие-то собственные внутриполитические цели и сознательно срывает проведение конструктивной линии по выборам на Донбассе.
- Когда, на ваш взгляд, стоит ожидать проведение нового раунда переговоров в "нормандском формате" на министерском уровне?
- "Нормандский формат"- это сопутствующий, помогающий формат. Все решения должны приниматься в контактной группе по Украине и рабочих группах, которые при ней существуют и регулярно собираются в Минске. Почему именно контактная группа - потому что там представлен не только Киев, но Донецк и Луганск. В "нормандском формате", к сожалению, не присутствуют представители Донецка и Луганска, стало быть, все, что принимается в "нормандском формате", носит важный, но вспомогательный характер. Это важный, но контролирующий орган. Будем надеяться, что контактная группа при активном участии ОБСЕ все-таки добьется продвижения вперед.
- Как вы прокомментируете высказывания Петра Порошенко в интервью турецкому телевидению о том, что он намерен до конца года мирно вернуть отдельные районы Донецкой и Луганской областей под свой контроль?
- Мы надеемся на то, что за этими словами и призывами последуют реальные дела. А это подразумевает, как мы уже неоднократно обсуждали и с самим Петром Порошенко, и с различными представителями Франции, Германии и США, законотворчество. Людям на Донбассе надо сказать прямо и откровенно: какие права им гарантируются, кого они будут выбирать, и в каком режиме они будут дальше жить. Без этого ничего не получится, потому что люди напуганы годами испытаний, трагедий, драм, они не очень верят Киеву. Заработать новое доверие к Киеву они могут только через адекватное поведение киевской власти. К сожалению, пока мы этого не наблюдаем.
- Вы не рассматриваете подобные заявления как угрозу или подготовку к военной операции на Донбассе?
- Мне не хотелось бы думать в этом ключе, хотя, скажу честно, те мероприятия, которые проводят украинские вооруженные силы в непосредственной близости от линии соприкосновения, в том числе ротация, укрепление силовой составляющей, вооружения говорят о том, что военный сценарий далеко не исключается. Хотелось бы, чтобы в головах тех, кто принимает решения, этот сценарий не ужился.
Беседовали Дарья Морозова, Игорь Шамшин