Роды в поле, война и белая лошадь: как агитируют партии в федеральном эфире
Предвыборные ролики блоками появляются несколько раз в день в эфире государственных телеканалов
МОСКВА, 23 августа. /ТАСС/. Партии, участвующие в думских выборах, начали активную агитацию на телевидении: предвыборные ролики блоками появляются несколько раз в день в эфире государственных телеканалов.
В основном к избирателям с экранов обращаются с программными лозунгами лидеры партий, стоящие на фоне привычной символики, но некоторые подошли к агитации творчески. Например, главе "Гражданской платформы" Рифату Шайхутдинову пришлось в борьбе за голоса сесть на лошадь.
Этап агитации в СМИ начался 20 августа - за 28 дней до выборов. Все 14 партий, участвующих в предвыборной борьбе, бесплатно получили равное количество времени в эфире федеральных государственных телеканалов ("Первый канал", "Россия 1", "Россия 24", "ТВ Центр", ОТР) и радиостанций ("Радио России", "Маяк", "Вести ФМ"). Кроме того, партии могли дополнительно купить эфирное время.
Агитация продлится до 16 сентября включительно, 17 сентября наступит день тишины. В среднем видеоролики партий длятся 20-30 секунд.
Этюды в строгих тонах
Ролики "Единой России" отличаются строгостью и сдержанностью. В одном из роликов за кадром звучит голос президента РФ Владимира Путина. В качестве видеоряда выбраны планы масштабных объектов, созданных в последнее время, а также символизирующих российскую историю.
В другом ролике единороссов звучат слова председателя партии и главы правительства РФ Дмитрия Медведева. "В основе политики "Единой России" - уважение к традициям, культуре, истории нашего многонационального народа, понимания государственных интересов России, приверженность к таким важнейшим ценностям, как патриотизм, правда и справедливость, национальное единство", - говорит он. Завершаются ролики одним и тем же слоганом: "Слышим людей! Сможем сделать".
Еще в одном ролике единороссов главным и единственным героем стала член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, третий номер в московской региональной группе Любовь Духанина. "Я человек беспартийный, учитель. Я поговорила с президентом и решила идти на выборы от партии "Единая Россия", потому что это реальная партия его поддержки", - говорит она, стоя, судя по всему, в школе.
Духанина заявляет, что хочет помочь учителям, вернуть в школу медицину и летний оздоровительный отдых. "За партию президента, за "Единую Россию", - завершает агитацию уже закадровый голос диктора.
С опорой на лидеров
Значительное число партий решили использовать в агитации образы своих лидеров и основателей. Ролик КПРФ, который сейчас находится в ротации телеканалов, отличается лаконичностью. В кадре лидер коммунистов Геннадий Зюганов, который стоит на фоне рубиновых символов Советского государства. Его речь строится на развенчании мифов о компартии.
"Говорят, вот придут коммунисты, все отберут. Но это говорят те, кто незаконно захватил все богатства страны", - уверяет Зюганов избирателей. После этого он заостряет внимание на реперных точках идеологии коммунистов: "богатства России должны служить народу, ключевые банки и стратегические отрасли - в руки государства". Завершается ролик слоганом КПРФ "Мы правы! Мы сможем!"
В другом ролике лидер КПРФ напоминает избирателям о непростой ситуации в экономике, о том, что "НАТО пугает Россию", "Украина захвачена бандеровцами", а "пятая колонна" готовится к реваншу". "Все, больше ошибаться нельзя, цена выбора исключительно велика. У нас сильная команда, КПРФ сможет!" - заключает Зюганов.
"Коммунисты России" сделали упор на визуализации своих слоганов: на красном фоне под бравурную музыку советской эпохи появляются слова о том, что партия готовит "10 сталинских ударов по капитализму" (так называется программа "Коммунистов России"). На фразе о лидере партии "товарище Максиме" появляется фотография Максима Сурайкина. "Другие только обещают, мы - боремся. Коммунистическая партия "Коммунисты России", - гласят лозунги.
Образ лидера использовала и ЛДПР. "Дар политического предвиденья дается не всем, - интригует закадровый голос в предвыборном ролике либерал-демократов. - Еще в 1992 году Владимир Жириновский заявил о необходимости вернуть Крым России. Все годы в Крыму и Севастополе работала подпольная ячейка ЛДПР", - напоминает он о пророческом таланте лидера партии.
В другом ролике ЛДПР напоминает, что еще "в 1991 году Жириновский единственный выступил в поддержку программы ГКЧП, против развала СССР". "СССР в итоге распался, что признано геополитической катастрофой, а русский народ стал самым большим разделенным народом на земле", - констатирует закадровый голос. "История всегда показывает, на чьей стороне правда",- неумолим в обоих роликах Жириновский.
Роды в поле и "забытые голоса"
Предвыборный ролик партии "Зеленые" выполнен с использованием компьютерной графики. Кроме актеров, находящихся на даче, в кадре присутствуют нарисованные серые существа, которые по замыслу авторов, вероятно, должны символизировать забытые голоса. Ролик отличается игровым сюжетом. Зритель видит диалог двух женщин, которые обсуждают свои планы на выходные и намерены предпочесть отдых голосованию.
После того как две приятельницы сообщают друг другу о намерении отказаться от похода на избирательные участки, за кадром начинает звучать тревожный голос: "Часто голоса остаются забытыми. Их считают ненужными и бесполезными". Завершается ролик слоганом: "Подумай о своем голосе 18 сентября, проголосуй за Российскую экологическую партию "Зеленые". Природе нужен твой голос".
"Справедливая Россия" также нетривиально подошла к сюжету агитационного ролика, в нем она изобразила деревенскую семью. У молодой женщины начались роды, и муж по бездорожью везет ее в амбулаторию, но та оказывается закрыта, им приходится ехать в район. В результате героиню показывают лежащей на стогу сена и стонущей от сильных болей. "За последние годы были закрыты тысячи сельских больниц и акушерских пунктов. "Справедливая Россия" добьется возвращения на село медицины и образования", - говорит закадровый голос.
Кандидат на белом коне
Необычно подошла к агитации и "Гражданская платформа". Сначала на экране появляются условные чиновники, которые, как следует из закадрового текста, воруют; затем руководитель партии Рифат Шайхутдинов садится на белую лошадь и скачет через барьеры. Завершается все лозунгом "Не надо бояться, надо управлять. И мы возьмем любые барьеры".
За "Парнас" агитирует с телеэкрана председатель партии, бывший премьер-министр России Михаил Касьянов. Он критикует действующую власть и призывает к кардинальным переменам. "Дай России шанс на перемены, голосуй за "Парнас", - говорит он.
В свою очередь, партия "Яблоко" решила опереться в своем ролике на первый номер в федеральном списке и одного из основателей партии Григория Явлинского. Он произносит свою речь на фоне молодых людей, вероятно, студентов. Выступление начинается с тезиса о том, что "политика задушила экономику", а завершается призывом голосовать за "Яблоко".
В одном из роликов Партии роста представлены фотографии первой тройки общефедеральной части списка - Бориса Титова, Оксаны Дмитриевой и бизнесмена Дмитрия Потапенко. "За новый экономический рост! Партия роста", - говорит голос за кадром.
Старые лозунги о главном
Российская партия пенсионеров за справедливость (РППС) апеллирует в своей телеагитации к истории политической жизни страны. "Голосуй сердцем, приходи на выборы… Опыт и гражданскую позицию пенсионеров - в органы публичной власти. Приходи на выборы, голосуй за себя ",- призывает закадровый голос. Видеоряд при этом ограничивается лишь символикой партии (красное сердце в белых ладонях), никто из кандидатов в ролике не появляется.
"Патриоты России" также решили пойти по пути использования закадрового текста. На фоне строек слышен лозунг "В богатой стране не должно быть бедных" и уже ставший традиционным слоган "Справедливость для всех. Счастье для каждого". Также на экране появляется председатель партии Геннадий Семигин на фоне георгиевской ленты. В еще одном ролики партии закадровый текст со слоганом "Курс на страну номер один" проходит на фоне автопробега.
Война и спорт
"Родина" в одном из своих роликов говорит о необходимости противостояния "внешней угрозе", для наглядности окрашивая их в кроваво-красный цвет. "Земной шар охвачен войной, она уже идет. Каждый день мы получаем новые тревожные сводки. Заокеанские режиссеры этих процессов уже не могут уследить за расползающейся угрозой", - предупреждает избирателей главный редактор журнала "Национальная оборона", один из лидеров списка "Родины" Игорь Коротченко и тут же предлагает выход.
"Мы должны укреплять свою оборону. Проводить жесткую и решительную политику в борьбе с террором, опираясь на армию, флот, на железную волю президента России", - заключает кандидат. Военизированную тематику ролика подытоживает слоган: "Партия "Родина" - национальный фронт!"
Другой ролик "Родины" посвящен проблемам спорта, что как никогда актуально в свете олимпийской темы и допинговых скандалов. Кандидат из общефедеральной десятки списка партии спортсмен Сергей Бадюк показан на темно-красном фоне с силуэтным изображением скульптуры "Рабочий и колхозница". "Чиновников от спорта интересует количество олимпийских медалей, меня интересует количество спортивных площадок в наших дворах. Чиновники занимаются проблемами допинга, я занимаюсь проблемами здоровьем нации", - говорит он. Бадюк от лица "Родины" призывает перераспределить финансирование сборной по футболу на детские секции.
О выборах
Выборы в Госдуму пройдут 18 сентября по смешанной системе: 225 депутатов будут избираться по партийным спискам, 225 - по одномандатным округам. В этот же день состоятся выборы заксобраний в 39 регионах страны, в семи субъектах пройдут прямые выборы высших должностных лиц, также запланировано проведение порядка 5 тысяч муниципальных кампаний.
В общей сложности будет замещаться порядка 38 тысяч мандатов, в кампаниях всех уровней участвуют более 103 тысяч кандидатов..