Комитет Госдумы рекомендовал приостановить соглашение с США по плутонию
Проект закона о замораживании так называемой "плутониевой сделки" с США внес на рассмотрение Госдумы президент РФ 3 октября после подписания соответствующего указа
МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Комитет Госдумы по международным делам рекомендовал приостановить российско-американское соглашение об утилизации плутония. Вопрос предложено вынести на рассмотрение заседания нижней палаты 19 октября.
Инициатива президента
Проект закона о замораживании так называемой "плутониевой сделки" с США внес на рассмотрение Госдумы президент РФ 3 октября после подписания соответствующего указа. Помимо прямых положений о приостановке соглашения, в тексте документа перечислены также условия для возможного возобновления договоренностей. Среди них - отмена Вашингтоном "закона Магнитского", всех антироссийских санкций при компенсации ущерба от них и при сокращении военной инфраструктуры США в странах НАТО.
Условия возобновления
"Действие соглашения и протоколов к соглашению может быть возобновлено после устранения США причин, приведших к коренному изменению обстоятельств, существовавших на день вступления в силу соглашения и протоколов к соглашению", - говорится во второй статье проекта закона.
В частности, речь идет о "сокращении военной инфраструктуры и численности контингента войск США, размещенных на территориях стран - членов НАТО, вступивших в НАТО после 1 сентября 2000 года, до уровня, на котором они находились на день вступления в силу соглашения и протоколов к соглашению".
Второе условие - отказ Соединенных Штатов от недружественной политики в отношении РФ, который должен выражаться "в отмене закона США 2012 года ("закон Сергея Магнитского") и направленных против России положений закона США 2014 года о поддержке свободы Украины", "в отмене всех санкций, введенных США в отношении отдельных субъектов РФ, российских юридических и физических лиц", а также "в компенсации ущерба, понесенного РФ в результате введения санкций, включая потери от введения вынужденных контрсанкций в отношении США".
Третье условие - "представление США четкого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие соглашения".
Коренное изменение ситуации
Как говорится в пояснительной записке, "в период после вступления в силу соглашения и протоколов к нему США предприняли ряд шагов, ведущих к коренному изменению ситуации в области стратегической стабильности". "Под предлогом кризиса на Украине происходит наращивание военного присутствия США в Восточной Европе, в том числе в государствах, принятых в НАТО после 2000 года - года заключения соглашения", - подчеркивается в сопроводительных документах. Так, в 2015 году шесть новых передовых пунктов управления войсками размещены в Болгарии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Эстонии. Их основная задача в случае принятия соответствующего решения обеспечить оперативную переброску крупных военных контингентов НАТО в Восточную Европу.
Кроме того, подразделения вооруженных сил США введены на территории государств Прибалтики, увеличено количество базирующихся на их аэродромах самолетов альянса. На территории Украины инструкторы из США проводят обучение боевиков запрещенной в России организации "Правый сектор", перечисляется в пояснительной записке.
Там же указывается, что помимо действий, направленных на изменение военно-стратегического баланса, США принимают меры по расшатыванию экономики РФ и нарушению прав российских граждан. "В частности, в 2012 году в США был принят так называемый закон Сергея Магнитского, в соответствии с которым Вашингтон открыто встал на защиту экономической преступности в РФ, а в 2014 году - закон о поддержке свободы Украины, допускающий вмешательство во внутренние дела нашей страны. Кроме того, в 2014 году США ввели санкции в отношении РФ, отдельных ее территорий, юридических и физических лиц", - говорится в материалах.
"Поскольку предпринятые США действия привели к коренному изменению обстоятельств, существовавших при заключении соглашения и протоколов к нему, приостановление действия соглашения является ответной мерой РФ и не противоречит Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. При этом плутоний, подпадающий под действие соглашения, остается вне ядерной оружейной деятельности, что свидетельствует о приверженности России курсу на ограничение ядерных вооружений", - указано в пояснительной записке.
Разработчики законопроекта также обращают внимание, что "в последнее время США предпринимают попытки пересмотра прописанной в протоколе от 13 апреля 2010 года стратегии утилизации плутония и изменения способа его утилизации". "При этом американская сторона планирует осуществлять утилизацию плутония путем его захоронения, а не путем облучения, как это установлено названным протоколом. Российские специалисты еще при подготовке соглашения возражали против такого подхода, поскольку в этом случае не обеспечивается необратимость утилизации", - отмечается в сопроводительных документах.
О соглашении
Соглашение с США было подписано 29 августа 2000 года. Оно предусматривало пути утилизации излишков оружейного плутония в России и США, в том числе с помощью производства из него смешанного оксидного топлива, использования в энергетических ядерных реакторах, перевода в формы, непригодные для создания вооружений, а также захоронения. Предполагалось, что каждая из сторон приступит к ликвидации "рассекреченных" запасов плутония в объеме 34 т. Россия, в частности, перерабатывает оружейный плутоний в топливо для атомных электростанций.