МИД РФ: любые санкции в отношении Сирии ослабят международный антитеррористический фронт
В ведомстве подчеркнули, что сейчас приоритетом для всех государств должна стать борьба с ИГ и другими террористическими структурами в Сирии
МОСКВА, 1 марта. /ТАСС/. Любые односторонние или многосторонние санкции в отношении Дамаска только ослабят международный антитеррористический фронт. Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте МИД РФ.
28 февраля состоялось голосование в Совете Безопасности ООН, в ходе которого Россия и КНР наложили вето на внесенный Великобританией, Францией и США проект резолюции о введении санкционного режима против Сирии по Главе VII Устава ООН. "Против" проголосовала и Боливия, а Египет, Казахстан и Эфиопия - воздержались.
"Сейчас императивом для всех должна стать борьба с ИГИЛ ("Исламское государство Ирака и Леванта" - прежнее название запрещенной в РФ группировки "Исламское государство" - прим. ТАСС) и другими террористическими структурами в Сирии. Любые односторонние или многосторонние санкции в отношении Дамаска только ослабят международный антитеррористический фронт", - отмечается в заявлении российского дипведомства.
"Нет сомнений, что подобные инициативы на площадках СБ ООН и ОЗХО способны самым негативным образом сказаться на перспективах политического урегулирования в Сирии, переговоры по которому 23 февраля были перезапущены в Женеве, - подчеркнули в дипведомстве. - Ущерб наносится и работе по налаживанию межсирийского диалога, продуктивно начатой в Астане".
Попытка раскола СБ ООН
Как подчеркивается в заявлении российского министерства, "все эти аргументы российская сторона приводила в ходе консультаций по проекту резолюции на протяжении последних нескольких месяцев".
"Тем не менее западная "тройка" сознательно и явно в провокационных целях пошла на раскол в СБ ООН и вброс проекта, заранее зная, что он для России (и не только для нее) неприемлем и будет заветирован, - указали в дипведомстве. - При этом от поиска компромиссных развязок соавторы этого документа всячески уклонялись. Очевидно, что их цель состояла не в поиске эффективных общеприемлемых решений, а в поляризации подходов и обострении обстановки".
В министерстве также выразили признательность государствам - членам СБ ООН, "которые, осознавая неуместность и несвоевременность подобных действий, верно оценивая чрезвычайную остроту исходящих из этого региона угроз терроризма, в том числе его "химическую" составляющую, сочли необходимым выступить против или не согласиться с этой вредной "инициативой".
"Для РФ, равно как и для других государств, объективно оценивающих ситуацию с применением химоружия в Сирии и Ираке, сама концепция представленного западной "тройкой" постоянных членов СБ ООН документа была категорически неприемлема", - акцентировали внимание в МИД.
"Проект резолюции имел ущербный и однобокий характер. Санкционный список сирийских физических и юридических лиц не подкреплен какими-либо фактами в докладах СМР и являлся абсолютно произвольным", - говорится в заявлении.
Доклады ОЗХО
В МИД России напомнили, что отправной точкой для франко-британского проекта резолюции стали третий и четвертый доклады Совместного механизма ОЗХО - ООН по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии (СМР), в которых высказываются предположения, что вину за применение в 2014-2015 годах хлора против мирного населения в трех случаях несут вооруженные силы САР, в одном за применение иприта - ИГ.
"Хорошо известны разделяемые не только Россией скептические оценки в отношении сделанных экспертами СМР выводов, - говорится в заявлении внешнеполитического ведомства. - В их документах с точки зрения правоприменительной практики не содержится сколько-нибудь убедительных фактов, на основе которых можно было бы выдвигать какие-либо обвинения не только в адрес официального Дамаска, но даже и ИГИЛ".
Более того, токсичные химикаты широко используются в Сирии "Джабхат ан-Нусрой" (террористическая группировка, также запрещена в РФ), а также многочисленными группировками сирийской вооруженной оппозиции, в том числе в провокационных целях - для дискредитации вооруженных сил и руководства этой страны, отмечается в документе.
"Обладание террористическими организациями в Сирии и Ираке химическим оружием - давно не "откровение" для кого бы то ни было", - указали в МИД РФ. Так, представители ведомой США антиигиловской коалиции регулярно сообщают об уничтожении химических лабораторий боевиков в Ираке.
Дамаск в декабре 2016 года передал экспертам ОЗХО пробы и другие материальные свидетельства, отобранные российскими военными в провинции Алеппо в связи с совершенным там 16 сентября прошлого года терактом с применением полноценного боевого отравляющего вещества - иприта. "При непосредственном содействии итальянских партнеров эти образцы в январе были доставлены в штаб-квартиру ОЗХО в Гааге, где ведется их изучение", - обратили внимание в министерстве.
"У нас нет сомнений, что целью деятельности СМР ряд западных стран видит в нахождении способа возложить на правительство Башара Асада ответственность за применение химоружия и тем самым проложить путь к смене власти в Дамаске, - говорится в заявлении дипведомства. - Еще год назад об этом откровенно говорили некоторые коллеги по "пятерке" в Нью-Йорке".
Тем не менее Россия согласилась на продление работы СМР еще на один год, будучи убежденной, что использование химического оружия в этом неспокойном регионе - крайне опасная тенденция, грозящая выйти за пределы Ближнего Востока, напомнили в МИД. Москва исходит из того, что "Механизм будет выстраивать свою работу на беспристрастной основе и опираться исключительно на достоверные факты, а не предположения, домыслы, фальшивки и откровенно сфабрикованные сирийской оппозицией не без участия извне".
О деятельности СМР
МИД РФ рассчитывает, что, как и предполагает резолюция СБ ООН 2319 (2016) о продлении мандата СМР, деятельность Механизма "все же распространится на сопредельные с Сирией государства и одновременно получит реальное антитеррористическое наполнение".
"Во многом еще предстоит разобраться, в том числе дав возможность Дамаску в соответствии с его обязательствами по Статье VII КЗХО довести до логического завершения национальное расследование по всесторонней проверке изложенных в докладах СМР фактов", - призвали во внешнеполитическом ведомстве.
При этом ряду государств - участников КЗХО 11 ноября 2016 года удалось не присущим ОЗХО консенсусом, а голосованием продавить санкционное антисирийское решение Исполнительного совета этой Организации, отмечается в заявлении МИД России. В нем напоминается, что 12 января 2017 года Вашингтон ввел против Дамаска новые односторонние санкции.
"Этого, видимо, оказалось мало. Была предпринята попытка "имплементировать" эти санкционные меры в проект резолюции СБ ООН", - констатировали в МИД.