Россия считает необходимым усовершенствовать работу миссии ОЗХО в Сирии
Постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин отметил, что пока миссия "не справляется с выполнением возложенных на нее ответственных задач"
ГААГА, 9 ноября. /ТАСС/. Деятельность Миссии ОЗХО по установлению фактов применения химического оружия в Сирии (МУФС) нуждается в значительном усовершенствовании. Об этом заявил в четверг постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин на заседании исполнительного совета организации.
В рамках ОЗХО, по его убеждению, "необходимо пристально и по деловому присмотреться к тому, как следует сделать более эффективной и качественной работу МУФС". "Она, к сожалению, не справляется с выполнением возложенных на нее ответственных задач", - подчеркнул постпред. А в ее деятельности зачастую "имеет место отход от требований Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО)".
"Первое, и это является аксиомой, расследование должно вестись с посещением инспекторами места происшествия, - обратил внимание Шульгин. - В противном случае все материальные свидетельства попадают к МУФС через "третьи руки". А это значит, что не соблюдается базовый принцип последовательности действий по обеспечению сохранности доказательств".
Из-за этого, заметил он, "все, что нам представляет МУФС в качестве материальных свидетельств (проб) с места инцидента по сути является абсолютно ничтожными вещами, они не могут по стандартам КЗХО вообще служить никаким доказательством (ни первичным, ни вторичным)". "А нам почему-то это подают как надежную доказательную базу, - сказал дипломат. - Да еще убеждают, что на место происшествия выезжать и не нужно, поскольку все пробы уже получены".
Шульгин также напомнил, что российская сторона давно задавала вопросы "относительно сбалансированности состава команды МУФС". "Нас, в частности, беспокоит, что в нее входят практически поголовно эксперты государств, правительства которых не скрывают своего враждебного отношения к законным властям Сирии, - отметил он. - И это возведено в норму. Но разве допустимо, когда во главе МУФС, да и других миссий, занимающихся сирийскими проблемами, находятся представители страны, которая рьяно поддерживает оппозиционные официальному Дамаску силы и открыто, в том числе устами своего МИД, заявляет о неприятии, как неустанно говорят, нынешнего peжима?"
С учетом этого постпред призвал пригласить в МУФС, в частности, "российских и иранских специалистов" и тем самым разбавить "группу "друзей Сирии". Кроме того, по его убеждению, в обязанности МУФС должно входить выяснение того, что явилось средством доставки отравляющего вещества. "Это вытекает из требований Конвенции, - сказал Шульгин. - Только тогда станет ясно, что за химоружие применялось".
Шульгин добавил, что седьмой доклад Совместного механизма ООН и ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии нельзя назвать ни профессиональным, ни объективным.
Для подтверждения своих слов дипломат привел несколько примеров. "Согласно докладу, сирийский самолет во время якобы бомбардировки Хан-Шейхуна 4 апреля в небе над этим населенным пунктом не пролетал, а находился в 5 км от него, - заметил он. - Это, в частности, подтверждается наблюдениями средств объективного контроля США (радаров), любезно предоставленными американским командованием. По оценке российских экспертов, данный самолет, выполняя полет согласно маршруту, даже теоретически не мог сбросить бомбу там, где появилась воронка".
"Кстати, представленная на фотографиях воронка никак не могла образоваться после падения с большой скоростью тяжелой бомбы (500 кг), - продолжил Шульгин. - Скорее всего, подорвали что-то на земле. Но СМР безапелляционно отмел эту версию фактически лишь на том основании, что никто не видел закладки такого взрывного устройства". Это, по убеждению посла, "вообще ни в какие ворота не лезет".
"Нам же говорили, что в СМР собраны блестящие профессионалы, в том числе люди со стажем оперативной работы в полиции, - сказал постпред. - Они что не знают, что террористы никогда не приглашают свидетелей на закладку боеприпасов? Террористы действуют исподтишка, подло, как это недавно было на Манхэттене, раньше - в Барселоне и других местах, это все азбучные истины, которые понятны даже деревенскому детективу. Да как же у наших коллег язык поворачивается говорить о высочайшем профессионализме работников СМР?"
Шульгин поднял и еще одну тему - расширенных зрачков на фотографиях сирийских детей, якобы пострадавших от применения зарина, хотя зрачки обычно в таких случаях должны быть сужены. Когда этот вопрос обсуждался в июле, представители Миссии ОЗХО по установлению фактов применения химоружия в Сирии сказали, что изучением данного обстоятельства не занимались, и предложили дождаться выхода доклада СМР.
"Эти фотографии обошли весь мир, стали "иконным" изображением страданий сирийского народа, - подчеркнул он. - Именно их демонстрировала в СБ ООН постпред США Никки Хейли. А когда эти же самые фотографии показали президенту Дональду Трампу, то он, как говорили в прессе, распорядился незамедлительно нанести удар по авиабазе "Шайрат", откуда, как ему внушили, взлетели сирийские самолеты со смертоносным химическим грузом". "В седьмом докладе СМР по этому поводу мы также ничего не нашли, - заметил постпред. - Что это за странная фигура умолчания?".