"Полное совпадение взглядов". Главы МИД России и Ирака обсудили ближневосточную тематику
Диалог велся вопросам борьбы с ИГ в Сирии и Ираке, положения на восточном берегу Евфрата, региональных действий Ирана, а также рынка углеводородов
МОСКВА, 30 января. /ТАСС/. Министры иностранных дел России и Ирака Сергей Лавров и Мухаммед Али аль-Хаким обсудили в среду ближневосточную тематику - это борьба с террористами ИГ (запрещена в РФ) в Сирии и в самом Ираке, положение на восточном берегу Евфрата, региональные действия Ирана и рынок углеводородов. Так получилось, что ко всем этим процессам имеет отношение США.
Главы МИД не обошли вниманием планы Вашингтона вывести войска из Сирии, повторное нахождение американского контингента на иракской земле и непрекращающееся давление заокеанских партнеров на Тегеран. Переговоры, по оценке Лаврова, продемонстрировали "полное совпадение взглядов" по актуальным международным проблемам.
Не решаясь уйти
США провозгласили о планах ухода из Сирии в декабре, объяснив это своей победой над террористами. Собеседники на нынешней встрече коснулись данной темы в контексте обеспечения безопасности на иракско-сирийской границе. Еще ранее американцы заявляли, что будут находиться на сирийской территории, пока не начнется политический процесс, в их понимании означающий смену режима. Тем не менее, похоже, сейчас процедура исхода затянулась на неопределенное время.
В Ираке знают, что партнеры любят "гостить" подолгу. США вывели силы из Ирака в декабре 2011 года и вернулись в августе 2014 года после захвата обширных территорий страны боевиками. Да, во второй раз гости пришли по приглашению, чего не скажешь о их нахождении в Сирии. По словам Лаврова, военное присутствие США в Ираке должно соответствовать заявленным целям по борьбе с терроризмом, а не преследовать собственные геополитические задачи.
Восточный берег
Багдад ведет диалог с Сирией, Ираном и Турцией, с согласия Дамаска иракские военные уничтожают террористов в соседней стране. С Тегераном расширяются экономические связи и ведутся переговоры по региональным делам. Контакты с Анкарой также затрагивают борьбу с терроризмом, но несколько осложнены курдским фактором. Аль-Хаким, отвечая на вопрос, может ли его страна быть втянута в возможный конфликт между США и Ираном, подчеркнул, что Ирак стремится быть "основой для сближения интересов государств региона, а не источником для их раздора".
В контексте ухода США из Сирии турецкая сторона объявила о вероятной операции на востоке от Евфрата и создании там буферной зоны безопасности. Есть основания полагать, что Турция не станет тянуть со сроками.
Аль-Хаким заверил, что правительство страны не собирается разворачивать контингент в данном районе Евфрата в Сирии. "Мы проводим ограниченные по объему воздушные и сухопутные операции в координации с сирийской стороной, - отметил он. - Не планируем вводить наши силы на территорию к востоку от Евфрата, но, несомненно, будем продолжать работу по уничтожению остатков ИГ, как с воздуха, так и на суше".
Практическое применение
Бороться с террористами лучше с помощью современного и проверенного оружия, такую возможность Москва Багдаду предоставляет. "У нас давние традиции в сфере военно-технического взаимодействия, которые направлены на повышение обороноспособности Ирака и способности противостоять террористическим угрозам", - сказал российский министр.
Россия и Ирак являются давними партнерами в военно-технической сфере. В 2014 году между двумя странами был заключен контракт на поставку вооружений на сумму более $4 млрд, российские специалисты ведут подготовку иракских армейских кадров. С февраля 2018 года министерство обороны Ирака получает российские танки Т-90С в рамках контракта с РФ. Иракские военные проявляют интерес к другим вооружениям российского производства, в частности, изучался вопрос закупки ракетных систем С-400.
Аль-Хаким отметил, что Россия играет центральную роль в борьбе с терроризмом в Ираке. Министры дали высокую оценку деятельности созданного в октябре 2015 года Багдадского информационного центра, в работе которого принимают участие Ирак, Россия, Сирия и Иран.
Не только нефть
Глава МИД Ирака анонсировал ряд соглашений в топливно- энергетическом секторе. В сфере инвестиций и в секторе углеводородов налицо очень хорошие результаты, продолжил Лавров. "Лукойл", "Газпром нефть", "Союзнефтегаз" уже работают, "Роснефть" проявляет интерес к проектам в Ираке, - сказал он, выразив признательность за внимательное отношение к работе российских компаний. - Общий объем инвестиций в эту отрасль уже превысил $10 млрд".
Лавров отметил, что Россия заинтересована не только в сотрудничестве в области добычи и переработки углеводородов. "Мы хотим продвигать проекты и в других областях: сегодня шла речь об электроэнергетике, сельском хозяйстве, промышленности, транспорте. Все это будет рассматриваться в контексте подготовки к очередному заседанию межправительственной комиссии", - сказал он.
Аль-Хаким и вице-премьер РФ Юрий Борисов являются сопредседателями двусторонней комиссии по торгово- экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Заседание комиссии и бизнес-форум пройдут во второй половине марта в Багдаде.
Ответный визит
Иракский гость пригласил Лаврова посетить его страну с ответным визитом. "Наши дипломатические отношения берут начало в 1944 году и в этом году им исполняется 75 лет, - отметил аль-Хаким. - Мы будем очень рады, если вы сможете посетить Ирак в связи с годовщиной наших дипломатических отношений, чтобы мы провели там всевозможные политические и культурные мероприятия, в том числе с задействованием наших посольств в Багдаде и в Москве".
"Я с удовольствием это сделаю", - ответил глава МИД РФ.