Крушение "Невского экспресса": шестая годовщина теракта
Взрыв, произошедший 27 ноября 2009 года на 284-м километре Октябрьской железной дороги, унес жизни 28 человек, более 130 были ранены
27 ноября 2009 года в 21:35 мск на 284-м км Октябрьской железной дороги (перегон Угловка - Алешинка, граница Тверской и Новгородской областей) в результате взрыва сошли с рельсов вагоны скоростного пассажирского фирменного поезда № 166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург. В поезде находились 682 человека - 661 пассажир и 21 сотрудник бригады поезда. В результате катастрофы погибли 28 пассажиров, 132 получили ранения.
Взрыв на железной дороге
Взрыв произошел под электровозом. Первые девять вагонов поезда, двигавшегося со скоростью 190 км/ч, миновали образовавшуюся воронку, три вагона в хвосте состава завалились набок.
В декабре 2009 года и апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев наградил машиниста Александра Антонова (на фото) и четырех проводников - Мохубата Гаджиева, Алексея Иванова, Светлану Матюшкину и Юлию Семенову - Орденами мужества за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях. Еще несколько железнодорожников получили медаль "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Последний вагон оторвался от состава, снес три бетонные опоры электропередачи и ударился торцом в откос, получив значительные повреждения. Именно в нем оказалось наибольшее число пострадавших.
По информации МЧС, в 21:57 мск на место происшествия были направлены первые спасательные и пожарные формирования, однако медики добрались до пострадавших только через полтора-два часа из-за отдаленности района катастрофы от населенных пунктов. Погибли 28 пассажиров поезда, в их числе глава Росрезерва Борис Евстратиков и председатель правления госкомпании "Автодор" Сергей Тарасов. Ранения получили 132 человека.
Из-за крушения было приостановлено движение 60 поездов, в которых находились более 27 тыс. пассажиров. К работам по ликвидации последствий катастрофы были привлечены 770 человек и 152 единицы техники, движение было восстановлено в полном объеме к утру 29 ноября.
Главная версия - теракт
В качестве главной версии произошедшего почти сразу был назван террористический акт - подрыв пути с помощью самодельного взрывного устройства. Очевидцы упоминали о "хлопке и вспышке" в момент инцидента; на месте крушения была обнаружена воронка размером 1,5 х 1 м. 28 ноября в 14:30 мск во время осмотра места крушения главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным сработало второе взрывное устройство, приведенное в действие с помощью мобильного телефона. Жертв не было, несколько сотрудников правоохранительных органов получили травмы.
Уголовное дело по факту крушения "Невского экспресса", возбужденное по ст. 205 (теракт) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ, было передано в главное следственное управление Следственного комитета. Экспертиза подтвердила, что причиной крушения стал взрыв самодельного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте.
Лидер боевиков на Северном Кавказе Доку Умаров заявил о причастности к подрыву "Невского экспресса".
Как установило следствие, теракт был организован группой боевиков под предводительством одного из идеологов террористического подполья на юге России Александра Тихомирова, известного как Саид Бурятский.
2 марта 2010 года в ходе спецоперации в районе села Экажево (Ингушетия) семеро членов преступной группы - Александр Тихомиров, Багаудин Далгиев, Осман Ужаков и братья Тухан, Ахмет, Магомет и Назир Картоевы были ликвидированы. Тогда же в Экажеве были арестованы члены бандформирования - девятеро Картоевых (члены той же семьи и их однофамильцы) и Зелимхан Аушев.
Теракт 27 ноября 2009 года стал второй атакой боевиков на скоростной поезд "Невский экспресс". В первый раз железнодорожные пути перед составом были взорваны 13 августа 2007 года, тогда пострадали 60 пассажиров.
Организатором этого теракта, по данным российских спецслужб, был уроженец Волгоградской области Павел Косолапов, принявший ислам радикального толка и в настоящее время находящийся в федеральном и международном розыске.
Суд и приговор
Слушания в Тверском областном суде начались 29 августа 2011 года, коллегия из трех судей рассматривала уголовное дело в закрытом режиме.
22 мая 2012 года Зелимхан Аушев, а также Мурад, Татархан и Беслан Картоевы были приговорены к пожизненному заключению. Другие обвиняемые - еще один Беслан, Магомед, Ильяс, Тимур, Тархан и Идрис Картоевы - получили сроки от семи до восьми лет строгого режима. Суд также удовлетворил гражданский иск ОАО "РЖД" к четырем подсудимым на сумму 134 млн руб.
24 февраля 2013 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ смягчила приговор шести осужденным по делу о подрыве поезда, определив им отбывать наказание в колонии общего режима.