Глава построившей "Титан" компании грозил судом предупреждавшему об опасности эксперту
По словам эксперта, одной из причин отсутствия сертификации был как раз тот факт, что аппарат, созданный с применением углеродного волокна, просто не был бы признан подходящим для погружений на четырехкилометровую глубину
ЛОНДОН, 23 июня. /ТАСС/. Президент и основатель компании OceanGate Expeditions Стоктон Раш грозил судом одному из экспертов, пытавшихся убедить его в том, что батискаф "Титан" опасен. Об этом вещательной корпорации Би-би-си заявил специалист по управлению глубоководными аппаратами, руководивший погружениями к затонувшим кораблям "Титаник" и "Бисмарк", Роб Маккалум.
"Индустрия [глубоководного туризма] несколько лет пыталась убедить Стоктона Раша поставить на паузу его программу. По двум причинам. Первая состоит в том, что углеродное волокно - неподходящий материал для [корпуса батискафа], а вторая - тот факт, что "Титан" был единственным аппаратом в мире, который использовался в коммерческой деятельности, не пройдя сертификацию независимого агентства", - сказал Маккалум, который вместе с несколькими десятками других экспертов с 2018 года предупреждал Раша о рисках, которым он подвергает себя и своих клиентов.
По словам эксперта, одной из причин отсутствия сертификации был как раз тот факт, что аппарат, созданный с применением углеродного волокна, просто не был бы признан подходящим для погружений на четырехкилометровую глубину. В переписке Маккалума и Раша последний заявлял, что "устал от попыток представителей индустрии разыграть карту безопасности, чтобы остановить инновации и помешать новым игрокам выйти на их маленький рынок". OceanGate Expeditions признавала тот факт, что ее аппарат не был сертифицирован (законы США этого не требуют), но объясняла это применением передовых инновационных подходов, которые потребовали бы многолетних согласований.
Маккалум предупреждал Раша, что потенциальное ЧП на "Титане" может создать угрозу существованию всей отрасли глубоководного туризма. Раш в ответ заявил, что считает это "серьезным личным оскорблением" и слишком часто слышал "бездоказательные утверждения" о том, что его компания отправляет людей на смерть. По словам собеседника Би-би-си, его диалог с Рашем по электронной почте закончился после вмешательства адвокатов OceanGate Expeditions, заявивших о готовности подать иск против Маккалума.
"Стоктон считал себя предпринимателем, который идет своим путем. Он любил мыслить нестандартно и не любил, когда его ограничивали правила. Но правила существуют, как существуют и здравые инженерные принципы, и законы физики. Если отклоняться от этих инженерных принципов, основанных на с трудом приобретавшемся опыте, то за это приходится платить, и цена бывает ужасна", - сказал Маккалум, подчеркнув, что катастрофа, которую нельзя было допускать, не должна повториться.