Мазутная рулетка
Разлив нефтепродуктов в Черном море начался после того, как танкеры "Волгонефть-212" и "Волгонефть-239" 15 декабря потерпели крушение в южного входа в Керченский пролив. Один из моряков погиб, остальных эвакуировали. По информации экстренных служб, танкеры перевозили около 9,2 тыс. т мазута.
"За все время общая площадь, на которой находили загрязнения [нефтепродуктами], составляет порядка 800 кв. км", — сообщил специалист по дистанционным методам исследования, сотрудничающий с Морспасслужбой, Сергей Станичный.
Он пояснил: специфика наблюдений с помощью спутниковых снимков такова, что возможно зафиксировать шлейф разлива нефтепродуктов, то есть находящиеся на поверхности и около нее вещества, но нельзя понять, где именно мазут осел в глубину. То есть морское дно загрязнено не сплошным слоем, но вероятность мазутных скоплений есть по всей этой территории.
При этом, подчеркнул он, утечка с танкера, который затонул у входа в пролив, согласно спутниковым снимкам, сделанным 23 декабря 2024 года, продолжается. Направление, в котором будут двигаться опасные вещества, зависит от силы и направления ветра, а также от ситуации с течениями в этом регионе моря.
Первый, самый массированный, выброс мазута произошел у берегов Анапы и Темрюкского района Кубани. Затем ветер поменялся, и нефтепродукты стали дрейфовать по Керченскому проливу в направлении Крымского моста, достигли берега Крыма и скопились около него; сейчас возможны локальные выбросы на это побережье. В настоящее время ветер вновь поменялся, и снова ожидаются выбросы на краснодарское побережье как в проливе, так и на выходе из него, уже не такие объемные, как в первые дни. Фактически разлитый мазут перемещается в зоне между кубанским и крымским берегами, оседая на дно и выплескиваясь то на один, то на другой берег.
Тысячи тонн песка и 10 тыс. волонтеров
В Краснодарском крае, побережью которого нанесен самый серьезный урон, в ликвидации последствий разлива задействованы более 10 тыс. человек — это сотрудники муниципальных организаций, коммерческих предприятий и, более всего, волонтеры. Среди главных задач — сбор мазутных пятен и загрязненного грунта на побережье, а также спасение птиц.
"Что касается работы по спасению птиц, то участвует очень много людей — порядка 650−800 человек. Те птицы, которые были очень сильно загрязнены [нефтепродуктами], не могли летать, были в плохом состоянии, — их всех уже отловили, отмыли, у них все хорошо; по данным на конец вчерашнего дня было около 800 птиц. Система помывки уже налажена. На сегодняшний вечер, 23 декабря, главная проблема — отлов тех птиц, перья которых загрязнены не слишком сильно, которые активно двигаются, и экологи говорят, что с началом шторма многие из них уже ушли в море", — рассказала волонтер группы, занимающейся спасением птиц, Варвара Черкасова.
Как сообщил министр экологии и природных ресурсов РФ Александр Козлов, в понедельник прибывший на место происшествия, уже удалось убрать 14 тыс. т загрязненного грунта — но в итоге его объем может достичь и 200 тыс. т. При этом работа осложняется погодными условиями — в ночь на понедельник работы даже пришлось остановить из-за шторма, который утих к середине прошлой недели, но возобновился к воскресенью.
Шторм осложнил ситуацию еще и тем, что в море смыло часть мешков, в которых был складирован загрязненный грунт. В оперштабе Краснодарского края в связи с этим отмечали, что быстрее вывозить собранное на лицензированные гидроизолированные полигоны пока невозможно.
Руководитель лаборатории хемоэкологии Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН Елена Тихонова сообщила, что такие инциденты приводят ко вторичному загрязнению акватории.
"Какой-то объем мазута, естественно, попал обратно в море — но понятно, что не в том объеме, как после крушения танкеров. Прибрежная зона особенно уязвима, она очень динамична, там постоянно происходит перемешивание [воды], и на берегу ни в коем случае мешки оставлять нельзя. Но и прежде всего это — труд волонтеров и тех служб, которые реагируют, это тоже нужно учитывать", — подчеркнула она.
Бомба замедленного действия
Президент РФ Владимир Путин на совмещенной прямой линии и пресс-конференции назвал "экологической бедой" последствия разлива мазута с танкеров — по озвученным им данным, в танкерах находился мазут и уже вытекло около 40% топлива, находившегося на борту.
Специалисты отмечают, что разлив нефтепродуктов в этом году оказался масштабнее, чем подобная катастрофа 2007 года, когда в море оказалось около 3 тыс. т мазута, а также 6,8 тыс. т серы. Научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, исполнительный директор Совета по морским млекопитающим Дмитрий Глазов в разговоре с корреспондентом ТАСС отмечал, что и последствия предыдущего разлива природа не нивелировала до сих пор, спустя 17 лет, и от нового не оправится еще минимум десятилетие.
Моментальный урон экосистеме был нанесен сразу же после заражения акватории — погибло большое количество планктона, который является основой морской пищевой цепи. При этом ученые прогнозируют, что вред морским обитателям и птицам будет наноситься в течение долгого времени. Так, крупнейшим обитателям моря, дельфинам, оно грозит не только немедленными ожогами при попадании в мазутное, но и постепенным накоплением токсинов, которые попадут в организм вместе со съеденной рыбой.
Ситуацию усугубляет то, что разлив произошел в ключевой для дельфинов и многих других видов зоне Черного моря — через пролив проходят пути миграции рыбы, а значит, более крупные животные держатся здесь из-за хорошей кормовой базы. За прошедшую неделю на кубанском берегу обнаружены тела уже более десятка млекопитающих, на некоторых есть следы мазута, но причину смерти еще только предстоит установить.
Кроме того, ученые ожидают масштабного вторичного загрязнения. Заведующая отделом биогеохимии моря и лабораторией мониторинга и исследования потоков парниковых газов и кислорода в морской среде Морского гидрофизического института РАН Наталья Орехова ранее поясняла, что сейчас низкая температура морской воды сдерживает распространение мазута на более обширную площадь, частично эта фракция оседает на дно и покрывает пленкой донные отложения. Но с течением времени, по мере прогрева моря, будет происходить постепенное попадание нефтепродуктов из донных отложений в воду — и они вновь могут оказаться на берегу.
Угроза курортному сезону
При этом в Ассоциации туроператоров России (АТОР) уверены, что произошедшее не снизит интерес туристов к Анапе — известному городу-курорту и детской здравнице.
Вице-президент АТОР Сергей Ромашкин сообщал ТАСС, что отдыхающие перестали связывать качество моря с перспективой поездки в данный регион и чаще предпочитают отдых у бассейна. А значит, и Анапа с ее песчаными детскими пляжами и одним из крупнейших лагерей РФ не перестанет привлекать туристов с детьми.
Он также считает, что будущим летом туристам лучше ориентироваться на данные Роспотребнадзора, который делает заборы воды на предмет содержания в ней опасных веществ.
Угрозы курортному сезону не видят и в Российском союзе туриндустрии (РСТ). "По нашим данным, на курортах от Сочи до Анапы не было отказов от новогоднего отдыха, в том числе корпоративных заездов. Инфраструктура курортов не пострадала. <…> Инцидент пока не повлиял на бронирования туров на лето в связи с тем, что в декабре они традиционно невелики", — отметили в РСТ.
Карина Сапунова