10 крупнейших катастроф в истории гражданской авиации РФ
Катастрофа в Египте стала самой масштабной по числу жертв
ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. В 10 крупнейших катастрофах самолетов российских авиакомпаний погибли в общей сложности 1 тыс. 278 человек. Из этих катастроф четыре произошли за пределами России, в одном случае лайнер был сбит зенитной ракетой над международными водами. Крупнейшей стала катастрофа 31 октября 2015 г. в Египте.
1. 31 октября 2015 г. пассажирский самолет Airbus A321-231 (регистрационный номер EI-ETJ) российской авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа"), следовавший рейсом 9268 из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург, потерпел крушение в 100 км от Эль-Ариша на севере Синайского полуострова. На борту находились 224 человека - 217 пассажиров и семь членов экипажа. По сообщению египетских властей, все они погибли. Это крупнейшая по числу жертв катастрофа в истории гражданской авиации РФ.
2. 22 августа 2006 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85185) российской авиакомпании "Пулково", выполнявший рейс 612 по маршруту Анапа - Санкт-Петербург, потерпел крушение близ пос. Сухая Балка (Донецкая обл., Украина). Погибли все 160 пассажиров и 10 членов экипажа, находившихся на борту. Причиной катастрофы стали ошибочные действия пилотов при попытке обойти грозовой фронт.
3. 4 июля 2001 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85845) авиакомпании "Владивосток Авиа", выполнявший рейс ДД 352 по маршруту Екатеринбург - Иркутск - Владивосток, при заходе на посадку в аэропорту Иркутска перешел в режим штопора и разбился. Погибли все находившиеся на борту 145 человек - 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Причина катастрофы - ошибки пилотирования из-за нарушения взаимодействия в экипаже и отсутствия должного контроля за выдерживанием параметров полета.
4. 29 августа 1996 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85621) авиакомпании "Внуковские авиалинии", выполнявший чартерный рейс 2801 из Внуково в Лонгйир (архипелаг Шпицберген, Норвегия), при заходе на посадку в аэропорту назначения врезался в гору Опера в 14,2 км от ВПП. В катастрофе погибли все находившиеся на борту - 141 человек. Лайнер перевозил жителей шахтерских поселков Баренцбург и Пирамида по заказу российской компании "Арктикуголь". Причиной катастрофы стало то, что экипаж вместо ухода на второй круг продолжил снижение с уклонением от схемы захода на посадку, не имея уверенности в правильности своего захода.
5. 9 июля 2006 г. пассажирский самолет Airbus A310-300 (регистрационный номер F-OGYP) авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом 778 по маршруту Москва - Иркутск, при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы ВПП, пробил бетонный забор, на скорости около 180 км/ч столкнулся с гаражами и сгорел. Из находившихся на борту 203 человек (195 пассажиров и 8 членов экипажа) погибли 125. Причиной катастрофы стала ошибка командира воздушного судна, который непроизвольно перевел левый двигатель во взлетный режим в момент включения реверса правого двигателя.
6. 3 января 1994 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85656) российской авиакомпании "Байкал", выполнявший регулярный рейс 130 по маршруту Иркутск - Москва, потерпел крушение через 12 минут после взлета. Из-за пожара во втором двигателе отказали гидросистемы, лайнер потерял управление и на скорости порядка 500 км/ч врезался в строения молочной фермы в пос. Мамоны в 11 км от ВПП аэропорта Иркутск. Погибли все 125 человек (в том числе шестеро детей) на борту и один человек на земле. Причиной пожара и катастрофы стало разрушение стартера двигателя из-за попадания под заслонку постороннего предмета (предположительно, осколка кожуха газосборника). Сигнализация "Опасные обороты стартера" сработала еще на земле, но экипаж посчитал сигнал ложным и принял ошибочное решение взлетать.
7. 7 декабря 1995 г. пассажирский самолет Ту-154Б (регистрационный номер RA-85164) Хабаровского объединенного авиаотряда, выполнявший рейс 3925/3949 по маршруту Хабаровск - Южно-Сахалинск - Хабаровск - Улан-Удэ - Новосибирск, столкнулся с горой Бо-Джауса в 50 км от села Гроссевичи (Хабаровский край). Погибли все находившиеся на борту 98 человек - 90 пассажиров и 8 членов экипажа. Из-за неравномерной перекачки топлива из одной группы баков в другую возник поперечный дисбаланс, который привел к крену и переходу самолета в режим срыва. Ситуацию усложнила неправильная настройка привода элеронов, обеспечившего меньший, чем положено, угол их отклонения.
8. 14 сентября 2008 г. пассажирский самолет Boeing 737-505 (регистрационный номер VP-BKO) российской авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполнявший совместный с материнской компанией "Аэрофлот" рейс SU821 по маршруту Москва - Пермь, при заходе на посадку перевернулся через левое крыло, резко снизился, столкнулся с землей и полностью разрушился в 11 км от взлетно-посадочной полосы аэропорта назначения, в районе железнодорожного перегона Пермь II - Бахаревка. Погибли 88 человек - шесть членов экипажа и 82 пассажира (в их числе - советник президента РФ генерал-полковник Геннадий Трошев). Причиной крушения стала потеря пространственной ориентации командиром воздушного судна, пилотировавшим самолет в условиях облачности, системной причиной ЧП комиссия МАК назвала недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации Boeing 737 в авиакомпании. С 1 декабря 2009 г. перевозчик "Аэрофлот-Норд" сменил название на "Нордавиа - региональные авиалинии".
9. 27 августа 1992 г. пассажирский самолет Ту-134А (регистрационный номер RA-65058) Ивановского авиапредприятия, следовавший рейсом SU2808 по маршруту Минеральные Воды - Донецк (Украина) - Иваново, при заходе на посадку в аэропорту Иваново столкнулся с землей в пос. Лебяжий Луг и разрушился. На борту лайнера погибли 84 человека, на земле были разрушены несколько зданий. Причиной катастрофы стало принятие командиром воздушного судна неоправданного решения продолжить заход на посадку при сознательном нарушении схемы и параметров захода и явно непосадочном положении самолета. Остальные члены кабинного экипажа действовали с многочисленными нарушениями технологии работы и не оказали необходимой помощи командиру. Кроме того, авиадиспетчеры аэропорта Иваново не сообщили экипажу об отклонениях от курса и глиссады.
10. 4 октября 2001 г. над Черным морем потерпел крушение пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85693) российской авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом SBI1812 из Тель-Авива (Израиль) в Новосибирск. Погибли 78 человек - 66 пассажиров и 12 членов экипажа. По итогам расследования выяснилось, что в самолет попала ракета украинского зенитного ракетного комплекса С-200, запущенная в ходе учений. Согласно межправительственному соглашению от 26 декабря 2003 г. власти Украины выплатили компенсацию родственникам погибших, не признавая юридической ответственности за катастрофу. Самостоятельные претензии авиакомпании и родственников погибших украинские военные удовлетворить отказались, сославшись на то, что факт поражения самолета украинской ракетой не был доказан.