Доклад СК РФ по А321 передан в генпрокуратуру Египта
Эксперты продолжают изучать обломки лайнера
КАИР, 17 марта. /Корр. ТАСС Дина Пьяных, Дмитрий Тарасов/. Египетская сторона получила от Следственного комитета РФ доклад о крушении российского самолета А321, произошедшем на Синае 31 октября прошлого года, и, изучив его, передала в генеральную прокуратуру республики.
Об этом сообщило в специальном коммюнике Министерство гражданской авиации Египта.
Доклад СК
"В рамках продолжающегося сотрудничества между странами, участвующими в расследовании, в частности России и Египта, 14 марта комиссия получила официальный отчет Следственного комитета РФ, - отмечается в заявлении ведомства, поступившем в ТАСС. - После изучения доклада, в котором выдвигается криминальная версия крушения лайнера, дело было передано генеральному прокурору Египта".
Как сообщил глава египетского следствия Айман аль-Мукаддам, "это сделано в рамках завершения официальных следственных мероприятий". Он также указал, что с момента обнародования 13 декабря 2015 года предварительного отчета об обстоятельствах авиакатастрофы были завершены некоторые дополнительные процедуры.
В настоящее время комиссия, по его словам, изучает техническую историю самолета, который был построен в мае 1997 года, записи сервисного обслуживания и выполненных ремонтов, а также системы и двигатели лайнера. При этом, отметил аль-Мукаддам, еще ожидаются документы по самолету от ряда государств, участвующих в расследовании. "Это достаточно трудоемкий процесс, занимающий много времени, - добавил он. - Комитет продолжит техническое расследование и в то же время будет готов оказать любое содействие генпрокурору".
Детальное изучение обломков лайнера
Как отмечалось в заявлении, специалисты, занимающиеся изучением обломков А321, произведут натурную выкладку сохранившихся фрагментов воздушного судна, чтобы установить, какие повреждения получил фюзеляж. По словам аль-Мукаддама, все обломки перевезены на территорию Каирского международного аэропорта.
"Нашей основной задачей было аккуратно доставить все фрагменты лайнера с целью их последующего тщательного изучения", - отметил он. Транспортировка, сказал он, осуществлялась в присутствии представителей генпрокуратуры Египта и СК России. "Сейчас специалистам предстоит выстроить из собранных обломков контур самолета, чтобы определить причины распада фюзеляжа перед тем, как лайнер упал на землю", - сообщил он.
Ход следствия
Самолет A321 российской авиакомпании "Когалымавиа", летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел катастрофу над Синайским полуостровом спустя около получаса после вылета. На борту было 217 пассажиров и семь членов экипажа, никто не выжил. Большинство погибших были россиянами. В ноябре глава ФСБ Александр Бортников доложил президенту Владимиру Путину, что причиной крушения стал теракт, осуществленный с помощью самодельного взрывного устройства мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте.
После этого Москва временно приостановила авиасообщение с Египтом. Аналогичные меры были введены и в отношении национального перевозчика арабской республики Egypt Air.
Между тем официальное следствие до настоящего момента по-прежнему рассматривает все сценарии крушения самолета. В середине февраля министр гражданской авиации Египта Хусам Камаль заявил, что "ни одна из версий не исключается". При этом он добавил, что экспертизы по установлению причин авиакатастроф "могут продолжаться несколько лет".
22 февраля Египет отправил копию звукозаписи с речевого самописца А321 на экспертизу в Германию. Как сообщил в этой связи глава Минавиа, "будет проведен спектральный анализ последних 7 секунд звукозаписи в спецлаборатории с целью определения природы звука, который слышно в течение этого отрезка времени".
Версии
В преддверии визита в Москву 15-17 марта глава МИД Египта Самех Шукри заявил в интервью ТАСС, что Египет никогда не отвергал версию теракта. "С самого начала на всех стадиях расследования мы не исключали эту версию, - сказал он. - Наоборот, мы работали, исходя из предположения, что это действительно так".
Говоря о недавнем заявлении президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси, который, по сути, признал, что крушение лайнера было умышленной акцией, министр сообщил, что международное следствие по выяснению всех обстоятельств авиакатастрофы продолжается.
"Высказывания президента соотносятся с версиями, выдвинутыми с самого начала, о том, что это был преднамеренный акт, - отметил он. - И если следствие подтвердит данный сценарий, то, как говорил президент, целью этой атаки было стремление навредить отношениям между Египтом и Россией". По словам Шукри, президент не хочет опережать события и торопить официальное следствие, в котором задействованы, в том числе, генпрокурор и следственные органы Египта вместе с генеральной прокуратурой РФ.
Передача дела генпрокурору
Ранее египетские СМИ неоднократно отмечали, что передача самого дела в генпрокуратуру означает признание криминального следа, что влечет за собой ряд конкретных мер, в том числе выплату компенсаций.
Касаясь данного вопроса, источники в Министерстве гражданской авиации подчеркивали, что согласно Монреальской конвенции выплаты могут возрасти со $120 тысяч до $5 млн за каждого погибшего, в случае если их адвокаты докажут перед судом, что была допущена небрежность в обеспечении безопасности либо со стороны компании, либо государства, где произошел трагический инцидент.
Таким образом, общий объем компенсаций может достичь порядка $1 млрд, не считая стоимости страховки самолета, отмечали в ведомстве.