Ловивший покемонов в храме Екатеринбурга блогер получил условный срок
Руслан Соколовский приговорен к 3,5 года условно
Ваш браузер не поддерживает видео
ЕКАТЕРИНБУРГ, 11 мая. /ТАСС/. Суд Екатеринбурга приговорил блогера Руслана Соколовского, ловившего покемонов в местном храме, к условному сроку, передает корреспондент ТАСС из зала суда.
"Суд постановил приговорить Соколовского Руслана Геннадьевича к условному наказанию в 3,5 года", - зачитала приговор судья.
Суд не нашел отягчающих обстоятельств в деле Соколовского, учел положительную характеристику на блогера, данную его матерью, тот факт, что сам он во время процесса попросил прощения у верующих за размещенную информацию и пересмотрел совершенные им действия.
Также суд предписал блогеру удалить все видеоролики, которые оскорбляют чувства верующих, и запретил участвовать в массовых мероприятиях.
До вступления приговора в силу Соколовский будет находиться под подпиской о невыезде.
Суд признал Соколовского виновным в возбуждении вражды, оскорблении чувств верующих, а также в незаконном обороте специальных технических средств. Вина, по мнению суда, доказана наличием видеороликов, а также показаниями свидетелей. Кроме того, во время слушаний сам блогер не отрицал их авторство.
"Почти оправдательный приговор"
Сам блогер назвал вынесенный ему приговор "почти оправданием".
"На данный момент я считаю это (3,5 года условно - прим. ТАСС) почти оправдательным приговором. В целом доволен, что остаюсь на свободе", - сказал он.
По словам блогера, после приговора он будет помогать мэру Екатеринбурга Евгению Ройзману. "Очень здорово, что я смогу заниматься полезным делом. Ройзману смогу помочь, он меня заинтересовал своим предложением, хочу с ним работать", - сказал Соколовский.
По словам адвоката Соколовского Алексея Бушмакова, решение об обжаловании приговора еще не принято. "Блогера ждет ряд ограничений, так как он все-таки был признан виновным в экстремизме - это ограничения оборота по наличным банковским средствам, по операциям, по вкладам. Это ограничения, связанные с избранием на государственные и муниципальные должности и иные негативные моменты", - подчеркнул адвокат.
По его словам, в случае подачи апелляции на приговор, возникает опасность, что суд апелляционной инстанции усилит наказание и может заменить условное на реальное.
Мнение гособвинения
Гособвинение требовало приговорить молодого человека к 3,5 годам колонии общего режима. Вынесенный приговор, по словам старшего помощника прокурора Верх-Исетского района Екатеринбурга Екатерины Калининой, является справедливым.
"Приговором суда, который признал Соколовского виновным по всем составам преступления, представленным стороной государственного обвинения, остались довольны. Суд согласился со стороной обвинения, что нужно назначить наказание в виде лишения свободы и на тот срок, который предложила сторона обвинения. Тот факт, что суд определил условное наказание, вызывает уважение, оно справедливо", - подчеркнула Калинина.
Представитель СК о процессе
По мнению старшего помощника руководителя Следственного управления СК РФ по Свердловской области Александра Шульги, доказательства, собранные следственным отделом по Верх-Исетскому району Екатеринбурга, признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора Соколовскому.
"В ходе расследования сотрудниками областного Следственного комитета, а также региональных управлений ФСБ и МВД проводился целый комплекс следственных действий и оперативных мероприятий. Допрошено более 50 свидетелей по месту жительства Руслана Соколовского, в одном из офисных помещений, которым также пользовался подсудимый, следственно-оперативной группой (в составе сотрудников регионального Следственного комитета, полиции и областного управления ФСБ) проводились обыски. В ходе них были обнаружены и изъяты предметы и документы, имеющие значение для расследования уголовного дела. В частности, в качестве вещественных доказательств приобщены компьютерно-технические средства, которые, по данным следствия, использовались для изготовления видеороликов и их опубликования", - сказал Шульга.
Он подчеркнул, что установленные обстоятельства указывают на то, что деятельность Соколовского "носила систематический и целенаправленный характер, что подтверждается как значительным количеством изготовленных обвиняемым видеороликов противоправного содержания, так и широким спектром компьютерной, видео- и иной техники, использовавшейся им при подготовке роликов".
Позиция правозащитников и церкви
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, глава комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, а также другие эксперты, опрошенные ТАСС, считают приговор адекватным. "За такие правонарушения реальные сроки было бы давать неправильно. Здесь нужно отдать должное суду, что он не стал лишать свободы Соколовского и не перегнул палку. Это правильно", - сказал Крашенинников.
По словам Мерзляковой, ее радует то, что блогер Соколовский "не попал за решетку". "Он может жить, работать и делать для себя какие-то выводы. В ближайшее время я планирую встретиться с ним, чтобы понять, как складываются его отношения с исправительной системой. Я считаю, что степень опасности блогера была сильно преувеличена", - отметила она.
По мнению члена Ассоциации юристов России, Международной ассоциации юристов (International Bar Association, IBA) Дениса Пучкова, такого рода дела необходимо передавать суду присяжных. Мерзлякова, наоборот, считает, что "суды присяжных - дорогое удовольствие для такой статьи ("Оскорбление чувств верующих" - прим. ТАСС)". "Я думаю, что сегодня суд достаточно взвешенно подошел к приговору, поэтому надобности в суде присяжных нет", - полагает она.
"Любое наказание несет не отмщение, а предотвращение подобных действий", - сказал член синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви протоиерей Андрей Новиков. По его мнению, Соколовский обвинялся в том, что намеренно хотел оскорбить веру православных людей и дать пример другим это сделать.
Иеромонах Русской православной церкви, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий (Маркиш) высказался против обсуждений решения суда по делу Соколовского. "Россия - правовое государство, в котором есть суд, не зависящий от мнения публики. Высказывать мнение о приговоре суда может единственная инстанция - вышестоящий суд, если будет подана апелляционная жалоба. Иные мнения по приговору не совсем уместны, так как сбивают с толку общественность", - отметил священнослужитель в беседе с корреспондентом ТАСС.
Член двух президентских советов (Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям), Максим Шевченко и директор Московского бюро по правам человека Александр Брод высказались за административное наказание за оскорбление чувств верующих. "По таким делам достаточно штрафа и общественных работ, пусть улицы метут и мусорные баки чистят", - заявил Шевченко. "В таких делах нужна административная ответственность, исправительные работы", - считает Брод.
Приговор Соколовскому правозащитник оценил как компромиссный. "Была крайне жесткая позиция государственного обвинителя, требовавшего приговорить к реальному сроку лишения свободы, к тому же Соколовский пять месяцев провел в СИЗО. С другой стороны, приговор вынесен условный. Это компромиссный приговор", - полагает член президентских советов.