«Автомир»: «Гарантия Промсвязьбанка позволила заключить договор с производителем и стать первым официальным дистрибьютором Nissan в Казахстане»


Группа компаний «Автомир» – один из лидеров рынка иномарок в России. За 22 года «Автомир» вырос из студенческого проекта в автодилера с салонами в 12 регионах России и в Казахстане. Как выстроить систему управления рисками, почему число брендов влияет на бизнес и зачем группе индивидуальные банковские продукты, рассказывает Юлия Яровенко, заместитель финансового директора компании «Автомир». 


Разделять и побеждать

Сегодня в компании создана качественная система управления бизнесом и рисками. Это основной фактор долговременного процветания, иначе любой успех недолговечен. Большое внимание уделяется диверсификации: у компании много марок, причем все они в пределах средней ценовой категории – дороже отечественных моделей, но дешевле премиальных. Так что если в кризис продажи какой-то из марок снижаются, остальные помогают компании сохранять стабильность. Это касается и ситуаций, когда одна марка начинает развиваться быстрее рынка. Такую же задачу решает и территориальная диверсификация: половина салонов «Автомира» располагается в Москве и Санкт-Петербурге, половина – в регионах страны. Раньше, во времена рыночного спада, продажи в регионах сокращались существеннее, чем в столицах, сейчас – наоборот: в любом случае географический фактор позволяет сгладить потрясения и пользоваться малейшими возможностями для роста.

Пока что в планах «Автомира» нет инвестиционных проектов, однако компания готова рассматривать варианты, не связанные с вложениями. Например, совместное управление залоговым имуществом неуспешных дилеров-заемщиков. 

«Автомир» ценит банк за гибкость и креативный подход: это позволяет разрабатывать именно те продукты, которые нужны компании в конкретной ситуации», – говорит заместитель финансового директора компании Юлия Яровенко.

Творческий подход

Плотно работать с Промсвязьбанком «Автомир» начал в 2009 году. Банк сам предложил сотрудничество, что автодилер расценил как отличную возможность для роста: кризис только миновал, и большинство кредитных организаций не стремились расширять список клиентов. «Автомир» ценит банк за гибкость и креативный подход: это позволяет разрабатывать именно те продукты, которые нужны компании в конкретной ситуации.

Яркий пример – программа «Мультихолдинг». В группу компаний входят много юридических лиц (на каждую марку и каждый регион – отдельное юрлицо, таково требование производителей), и ими сложно управлять с помощью стандартных инструментов кэш-менеджмента. Например, периодически появляется необходимость в течение одного дня перераспределить выручку между всеми юрлицами таким образом, чтобы нигде не было ни недостатка, ни избытка финансов. Банк реализовал для нас эту возможность. Работа, которую раньше с трудом успевали сделать несколько человек, причем вручную, благодаря «Мультихолдингу» выполняется одним сотрудником за меньшее время и по четкому алгоритму. Поэтому большинство счетов компании открыты в Промсвязьбанке, и «Автомир» может гораздо быстрее принимать решения и претворять их в жизнь.

Иногда индивидуальные решения помогают компании сделать скачок в развитии. Таким скачком стал в 2012 выход на рынок Казахстана. Промсвязьбанк сумел тогда выпустить гарантию российского банка на казахское юрилицо – уникальная ситуация: как правило, банки отказывались работать с юрлицами из другого государства.

Эта гарантия позволила заключить договор с производителем и стать первым официальным дистрибьютором Nissan в Казахстане. Там «Автомир» не торгует в розницу, а получает автомобили на заводе и распределяет их по салонам; более того, компания является эксклюзивным дилером Infinity.

Кроме «Мультихолдинга» и гарантий Промсвязьбанк предоставляет компании кредитный лимит с овердрафтом и сберкассы. Пока «Автомир» не ставит перед собой новых глобальных целей: в компании решили сосредоточиться на текущих бизнес-процессах. Однако если возникнут новые перспективы и планы развития, Промсвязьбанк станет первым банком, который об этом узнает.