ИНВИТРО: «Мы перевели в Промсвязьбанк всю инкассацию, потому что остальные оказались не в состоянии выполнить наши требования по уровню обслуживания»


Учредителям компании ИНВИТРО удалось найти на конкурентном рынке медицинских услуг свободную нишу. Теперь бизнес приносит им миллионы рублей, а франчайзи обеспечивают быструю экспансию. Однако компания на этом не останавливается, инвестируя в новые проекты и биотехнологии. Рассказывает Наталья Баранова, финансовый директор ИНВИТРО.


Бизнес из пробирки

Сегодня в сети ИНВИТРО более 700 медицинских офисов. Первый из них открылся 15 лет назад в Москве, в Газетном переулке. «Идея была революционной, – говорит Наталья Баранова. – На тот момент коммерческих лабораторий, куда бы мог прийти обычный человек и получить качественную диагностику, не существовало. Подобные проекты, конечно, на рынке работали, но для корпоративного сегмента».

Первый офис ИНВИТРО быстро оказался востребованным: поток пациентов рос, поэтому вскоре начали открывать и другие точки. Изначально компания планировала развиваться в столице, поскольку именно здесь находится лабораторный комплекс, где выполняются лабораторные исследования. Однако, когда в 2005 году запустили программу франчайзинга, множество заявок на нее пришло из регионов, так что стратегию пересмотрели, и первый франчайзинговый кабинет открылся в Калужской области, в городе Обнинске.

На данный момент доля рынка, которую занимает ИНВИТРО, – это 15,3% в России, в московском регионе – до 30%. Каждый день компания выполняет свыше 100 тысяч лабораторных исследований, а поток пациентов оценивается в 20 тысяч человек. Более того, бизнес ИНВИТРО вышел за пределы страны и успешно работает в Ближнем зарубежье: в Беларуси, Казахстане, на Украине.

Разноформатный игрок

Цель компании – сделать качественные лабораторные услуги максимально доступными для населения страны. Она видится вполне реальной, учитывая тот факт, что объем рынка платных медицинских услуг в России уже преодолел планку в 700 млрд рублей. По статистике, количество людей, которые обращаются в коммерческие организации по вопросам своего здоровья, растет. Увеличивается и стоимость сервисов – в 2015 году в среднем россиянин потратит на медицинские услуги не менее 4–5 тысяч рублей.

Однако ИНВИТРО – это не только лабораторные услуги. Компания развивает направление рентгенологии, открывая диагностические центры формата «ИНВИТРО Эксперт», инвестирует в образование врачей, в частности в науку и биотехнологии. Так, компания выступает генеральным спонсором лаборатории «3Д Биопринтинг Солюшенс», которая представила научному сообществу первый отечественный биопринтер. Совсем недавно, в марте 2015, с его помощью произошел переворот в медицине: был напечатан органный конструкт щитовидной железы. Пока – мыши, но через некоторое время будет изготовлена человеческая, утверждают ученые лаборатории. Все это делается, чтобы однажды врачи смогли по первому запросу получить органы для пересадки. Сегодня на это, как правило, требуется несколько месяцев.

«Промсвязьбанк предоставляет продукты, которыми мы пользуемся, в оптимальном соотношении цена-качество», – говорит финансовый директор ИНВИТРО Наталья Баранова.

Банк, который может больше

С Промсвязьбанком компания ИНВИТРО стала работать в 2002 году – был открыт зарплатный проект, и с тех пор сотрудничество не прерывалось: банк остается одним из основных партнеров компании. «Промсвязьбанк предоставляет продукты, которыми мы пользуемся, в оптимальном соотношении цена-качество, – рассказывает финансовый директор Наталья Баранова. – Мы перевели в банк всю инкассацию, потому что остальные оказались не в состоянии выполнить наши требования по уровню обслуживания. А Промсвязьбанк сумел и сегодня курирует этот проект. Нам приятно, что мы для банка ключевой клиент: о нас всегда помнят и заботятся».

Требования ИНВИТРО по инкассации нестандартны: существуют очень жесткие лимиты по времени заезда инкассаторской машины на каждую точку. Причина в том, что бизнес связан со здоровьем людей: основной поток посетителей для сдачи анализов идет в первой половине дня. «Важно, чтобы инкассаторские машины не помешали пациентам сдавать кровь, – объясняет Наталья Баранова. – Время заезда тоже критично – только вечер, с 17:00 до 19:00. Опаздывать нельзя. Мы не хотим, чтобы наши люди задерживались, при этом переработки медицинских сотрудников российское законодательство жестко ограничивает. Приезд машины на полчаса позже чреват негативом со стороны медицинского персонала, претензиями трудовой инспекции. Поэтому мы детально прорабатывали программу выезда в офисы: для каждого существует свой собственный график. Разумеется, есть вилка «от сих до сих», но она очень маленькая: в условиях пробок в Москве уложиться в это время сложно. Например, банк с более обширным парком инкассаторского транспорта не справился».

В феврале этого года в ИНВИТРО заработал сервис интернет-эквайринга 2can, который также предоставляет Промсвязьбанк. Это позволило принимать к оплате банковские карты в офисах и дома у пациентов. Компания не планирует от него отказываться, даже если 2can не приведет к росту среднего чека: продукт необходим – во-первых, чтобы повысить уровень сервиса, во-вторых, из-за имиджевой составляющей.

ИНВИТРО пользуется овердрафтом и кредитными линиями Промсвязьбанка. «Овердрафт нужен, поскольку наш бизнес имеет ярко выраженную сезонность, – продолжает финансовый директор. – На лето и середину зимы приходится спад, а осенью и весной обороты растут. Летом мы сталкиваемся с кассовыми разрывами, когда денежных средств не так много, а потребность в них вырастает: готовимся к осеннему сезону – закупаем реагенты, вплотную занимаемся маркетингом, планируем акции и т.д. Кредитная линия была открыта, чтобы модернизировать лабораторию в Санкт-Петербурге. Кроме того, наша розничная сеть требует финансирования в фазе активного роста».

Компания надеется продолжить сотрудничество с Промсвязьбанком. В совместных планах – развитие сети в Самаре и Поволжье, для чего будет открыта долгосрочная кредитная линия на три года.