По следам зимы: как в Москве ремонтируют ямы на дорогах
С наступлением весны столичные коммунальщики усилили «ямочный» ремонт на городских магистралях
МОСКВА, 9 апреля. /ТАСС/. Ежедневно московским дорожникам приходится латать несколько десятков выбоин на асфальте, возникающих из-за частых перепадов температур.
Только за минувшую календарную зиму синоптики зафиксировали свыше 70 переходов температуры воздуха через нулевую отметку: от морозов до оттепели - и снова в мороз. В результате вода, попадающая в микротрещины на асфальте, снова превращается в лед, который и разрушает дорожное полотно.
Ямы на дорогах делают движение небезопасным: из-за выбоин водителям нередко приходится выезжать на встречную полосу или ехать прямо по колдобинам.
Работы по ямочному ремонту ведутся по всему городу. Днем дорожные службы борются с выбоинами во дворах, а ночью, когда машин в городе значительно меньше - на проезжей части.
ТАСС узнал, как ликвидируют ямы на центральных столичных магистралях.
"Под прикрытием"
Очередное сообщение о повреждении асфальта, поступившее на столичный портал «Наш город».
Садово-Каретная улица, центр Москвы.
Сигнал пришел еще днем, но приступить к работе специалисты могут только ночью, чтобы не перекрывать полосу на Садовом кольце в «час пик».
Заявка обработана. Бригада сформирована. В полночь отправляемся по намеченному адресу.
Автоколонна с оранжевыми проблесковыми маячками прибывает на место за считанные минуты. Теперь, главное, обеспечить прикрытие.
Для того, чтобы другие машины не заезжали на полосу, где идет ремонт, яму со всех сторон окружает спецтехника с включенными аварийными огнями. Как объехать место ремонта, показывают светящиеся импульсные стрелки.
Рабочие, тем временем, осматривают место происшествия. В данном случае выяснилось, что яма пришлась прямо на "зебру" пешеходного перехода.
После обследования выбоины, шестеро специалистов в спецодежде огораживают поврежденный участок оранжевыми пластиковыми конусами.
"Институт на колесах"
О колдобинах дорожники узнают не только с портала "Наш город", но и благодаря другим современным технологиям.
"Наши линейные службы ведут постоянный мониторинг дорог. Это не только визуальный осмотр, но и использование специальной мобильной лаборатории, которая ездит по городу", - рассказывает сопровождающий рабочих руководитель ГБУ "Автомобильные дороги" Александр Орешкин.
Он демонстрирует работу лаборатории - ямоискателя. С виду это обычный микроавтобус, правда, оснащенный лазерным сканером и георадаром. Пока такой автомобиль есть только в единственном экземпляре, и потому вынужден курсировать по огромному мегаполису целый день, выявляя новые участки для работы.
Машина видит все: ямки, разрушения борта, битые барьерные ограждения.
«Это целый институт на колесах",- с гордостью говорит Орешкин. Он показывает георадар, установленный сзади, на уровне бампера. Этот небольшой прибор позволяет просматривать подземные коммуникации. Очень удобная вещь при подготовке каких-либо земляных или строительных работ. Дело в том, что дорожники часто сталкиваются с ситуациями, когда получить схемы подземных коммуникаций оперативно не получается. Например, при ликвидации провалов грунта. Георадаром же проводят проверку перед тем, как забить стойки для барьерных ограждений, чтобы не повредить кабели или трубы.
"Вот нашли ямку, система нам сразу выдает ее параметры - длину, ширину и глубину, даже конфигурацию, а также точные географические координаты - не только адрес, но и широту с долготой»,- показывает он на монитор с множеством разноцветных надписей. Зная размеры обнаруженной выбоины, дорожники сразу же могут рассчитать, сколько асфальта на нее уйдет.
У "нашей" ямы размеры 61 на 41 см, глубина - 5 см, и по ГОСТу ее необходимо заделать. "Это порядка 100 килограмм литой смеси", - сразу же определяет Орешкин.
Экстренная помощь дорогам
Рабочие снимают верхний разрушенный слой асфальта. Несколько минут - и оглушающий стук сменяется фоновым шумом машин, проносящихся по соседним полосам магистрали. Это называется "подготовка дорожной карты". Яму вырезают, края выравнивают.
"Инструмент, с помощью которого режут асфальт, называется швонарез", - поясняет первый заместитель руководителя "Автомобильных дорог" Раис Чигликов. Рядом стоит машина для сбитого асфальта.
Тем временем, дорожники с помощью компрессора и отбойных молотков придают выбоине идеальную геометрическую форму. Теперь этот прямоугольник надо тщательно очистить от крошек асфальта. Это делают при помощи внушительного размера щеток, а мусор загружают в ковш маленького трактора.
Настает время установки с литым асфальтом, изготовленным на основе битума и щебня.
Называется она "кохер", от немецкого слова "котел".
«По факту, это и есть котел, в котором литая смесь поддерживается при заданной температуре, чтобы сохранять свои свойства. Температура литого асфальтобетона более 200 градусов. Сам же он тягучий, консистенции смолы",- поясняет Чигликов.
"Кохер" ставят перед ямой, после чего черную, вязкую смесь заливают прямо в подготовленную "карту". Все гудит, фыркает и дымится.
Очень важно уложить асфальт таким образом, чтобы проезжающие автомобили не задевали колесами место спайки старого и нового покрытия. Яма должна быть полностью заполнена, без выступов и впадин, без перепада высот. Это на глаз определяют профессионалы.
"Хорош!", - командует бригадир. Подача материала прекращается, рабочие равняют асфальт, излишки убирают.
Застынет "заплатка" минут через 15-20 минут, в зависимости от погоды. Дорожники поясняют, что если температура воздуха на улице минус 15 градусов, а литой асфальт позволяет работать при таких температурах, то отремонтированная яма может застыть за 5-10 минут. Сейчас на улице около нуля, поэтому ждать надо до 20 минут.
В общей сложности, на устранение дефекта уходит около часа. Дорожники ждут, пока асфальт не затвердеет: если сразу уехать, то проезжающий транспорт может выдавить только что сделанное покрытие "карты". Бригада должна обязательно удостовериться в том, что асфальт достиг определенной степени твердости, и только после этого может сняться и переехать на следующий участок, где тоже требуется "лечение".
Секреты дорожников
Интересуюсь, есть ли у дорожников особые профессиональные секреты.
Оказывается, все очень просто - "опыт и добросовестный труд".
Но и свои "козыри", конечно, тоже имеются. Кроме лаборатории, которая "находит" ямы, на вооружении столичных специалистов есть еще и свой собственный завод по производству литого асфальта.
"В Москве никогда не было своего асфальта, покупали у коммерсантов. Но они закрывались 25 декабря на рождественские каникулы, и нам до 15 января нечем было латать ямы. Мэрия выделила средства, и с прошлого лета работает наш городской асфальтовый завод", - говорит Орешкин.
Как следствие, себестоимость работ уменьшилась почти на 15%.
Завод функционирует строго по потребностям: определяется фронт работ и, соответственно, необходимый объем смеси. "Приезжаем, нам выдают уже столько, сколько надо. Загружаем, условно, 5 тонн и знаем, на какое количество ям их хватит", - поясняет Орешкин.
Ям становится меньше
Водителям и пешеходам придется подождать: пока в городе окончательно не потеплеет, другие виды ремонта дорог, кроме "ямочного", невозможны.
Сейчас главное – ликвидировать локальные разрушения покрытия, а летом автотрассы все равно ждет капитальное обновление.
Специалисты уверяют, что сделанная литым асфальтом "заплатка" подобна временной зубной пломбе: при соблюдении технологии может продержаться не менее двух лет.
Однако, с каждым годом, по словам Орешкина, повреждений на московских дорогах становится все меньше. Это связано с тем, что межремонтный срок сократился с пяти до трех лет.
Да и сами дорожники стали более ответственно подходить к своей работе, опасаясь больших штрафов, которые за некачественную работу может выставить к своим подрядчикам мэрия.