Московские аттракционы: на ВДНХ разбирают колесо обозрения
После того как работы закончатся, на месте демонтированных аттракционов будет обустроена площадка для массовых мероприятий
МОСКВА, 26 мая. /Корр. ТАСС Евгения Климова/. Демонтаж колеса обозрения "Москва-850" на ВДНХ планируется завершить к концу июня. Начиная с марта удалось расчистить площадку перед ним и разобрать свыше 50% конструкций аттракциона.
После того как работы закончатся, на месте колеса обозрения и еще трех демонтированных ранее аттракционов будет обустроена площадка для массовых мероприятий. Впоследствии, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, на территории ВДНХ появится крупный детский развлекательный центр и новое, современное колесо обозрения.
Обнаружена сквозная коррозия
"Работа идет опасная, высотная, в условиях стесненности. Вначале мы сняли с колеса кабинки. Их было 40 штук, каждая весила тонну. Затем полностью сняли внешние лучи, теперь идет демонтаж внутренних лучей. После мы разберем редуктор и затем уже - несущий, силовой каркас", - рассказывает заместитель генерального директора АО "ВДНХ" Владимир Кочубей.
От некогда самого высокого колеса обозрения в России остался один остов. Издалека он напоминает паутину, в которой узор из стальных спиц колеса вдруг обрывается – с правой стороны лучей уже совсем нет.
Владимир Кочубей просит надеть оранжевую каску: мы на стройплощадке. Она огорожена: на ее территории работает спецтехника, повсюду лежат остатки уже разобранных металлических конструкций. Многие из них в пятнах ржавчины. "Это не просто ржавчина. Мы провели независимую техническую экспертизу колеса перед демонтажем, в результате которой была обнаружена коррозия металла, в том числе и сквозная. А она разрушает конструкцию. Как видите, коррозия не закрыта, туда постоянно попадала влага, еще бы какое-то количество времени прошло, и конструкция пришла бы в такое состояние, что под угрозой была бы целостность общей конструкции колеса. А это в свою очередь могло привести к трагическим последствиям", - объясняет Кочубей.
Мы обходим колесо слева, и замдиректора указывает на балки, соединяющие опоры аттракциона. "Изначально они лежали квадратом. Здесь, как и с противоположной стороны, должна быть абсолютная прямая, но ее нет. Если внимательно посмотреть на две основные опоры, видно, что дальняя опора выше, чем ближняя. Техэкспертиза выявила смещение силового каркаса относительно опоры колеса, дефекты фундаментов. Кроме того, ни на одном из пальцев (нерезьбовой крепеж в виде короткого цилиндрического стержня – прим. ТАСС), которые крепили конструкцию и кабинки, нет клейма изготовителя. Нарушены сварные детали, а часть ремонта проведена, как говорится, "на коленке", - продолжает Кочубей.
Многие детали металлических конструкций, которые показывает он, имеют круглые отверстия для крепежа. "Это часть силовой конструкции. Если вы внимательно посмотрите, то эти отверстия разного диаметра. Раньше вот эти два имели 40 мм в диаметре. В результате выработки вот это отверстие рассверлили до 50 мм. А вот то - никто не трогал, и видно, что выработка у него колоссальная: само отверстие уже не круглое, а эллипсообразное. Конечно, для таких изделий, как колесо обозрения, закладывается большой запас прочности, но дальше его эксплуатировать было неправильно", - качает головой замдиректора АО "ВДНХ".
По мнению технических экспертов, для дальнейшей эксплуатации аттракциона необходимо было бы "произвести полный демонтаж сооружения для переустройства в первую очередь фундаментов, 100% болтовых сооружений, а также проведения полной реконструкции механизмов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию сооружения".
Механизм испытал серьезную нагрузку
Работы по демонтажу колеса обозрения идут каждый день с 7 утра до 9 вечера. На площадке задействованы автомобильный кран и телескопическая вышка, которая может поднимать людей на высоту до 45 метров. Рабочие трудятся в две смены: первая заступает с 07:00 до 15:00, вторая – с 15:00 до 21:00. В составе каждой – восемь человек. Когда шла подготовка площадки к разборке аттракциона, на площадке работали 63 человека.
"Сейчас необходимости в большом количестве людей нет. Мы разбираем луч до самой сердцевины и только затем прокручиваем колесо дальше. Когда снимем все лучи, сюда приедет большой многотоннажный кран, с его помощью будем демонтировать саму катушку колеса. А затем будем двигаться сверху вниз и разбирать опоры", - рассказывают рабочие.
Катушка колеса скрыта за ярко-красной цифрой "850". Наверху ветрено, строительную люльку слегка болтает. Зато на высоте 38 метров прекрасно видно и Останкинскую телебашню, и памятник Мухиной "Рабочий и колхозница", и яркую зелень цветущих каштанов.
Катушка вся в ржавчине, повсюду, словно спагетти, торчат остатки проводов. "Тут все в удручающем состоянии. При разборке мы увидели, что отверстия под пальцы как будто сплющились. Это все потому, что у механизмов колеса большая выработка, они испытывали серьезную нагрузку. Вот на той стороне, во втором ряду вообще не было пальца. А это значит, что нагрузка на соседний крепеж увеличилась вдвое. Вот эти два луча сварены, чего делать категорически нельзя. Здесь вообще не должно быть никаких болтов и жесткого крепления. У колеса очень большой вес, ни одна сварка, ни один болт его не выдержат. Поэтому вся конструкция должна быть собрана на пальцах. Она должна быть как желе", - рассказывает бригадир Антон Степанов.
Он примостился на маленькой площадке рядом с катушкой. Рабочий будто не замечает высоты, мы же стараемся не раскачивать люльку своими движениями. Несмотря на то, что страховочный пояс надежно пристегнут к бортику, пальцы все крепче сжимают железный поручень. Разговор ненадолго отвлекает от острого ощущения высоты.
"С люльки, где вы стоите, мы выбиваем пальцы из перемычек, которые скрепляют лучи, подвешиваем их части на кран и вынимаем из конструкции", - объясняет свою задачу Степанов. - "А что же будете делать вот с этими сваренными лучами?"
"Сварили лучи между собой вот этой деталью. Она называется косынка. Чтобы демонтировать лучи, будем резать ее с помощью газоэлектросварки", - говорит рабочий.
Мы возвращаемся на землю. После такого аттракциона кажется, что и трава зеленее, и воздух слаще. "Когда колесо разберем, здесь будет площадка для массовых мероприятий: установим сцену, оборудуем освещение. От главной аллеи к ней будет обустроена пешеходная зона", - добавляет Владимир Кочубей.
Судебный запрет
Колесо обозрения "Москва-850" было установлено на территории ВДНХ в 1995 году. Тогда оно считалось самым большим в России: его высота составляла 73 метра, диаметр – 70 метров. Одновременно на нем могли прокатиться 320 человек: каждая из 40 кабинок вмещала 8 человек.
Первый сбой в работе колеса обозрения произошел в 2009 году. Тогда после внезапной остановки на нем были заблокированы свыше 50 человек. В следующий раз колесо остановилось в 2013 году: в тот момент в "ловушке" аттракциона оказались 10 человек.
Надзорные органы более двух лет добивались закрытия колеса обозрения и других конструкций, указывая на их сомнительное техническое состояние. В последний раз 15 марта 2015 года несколько человек оказались заблокированными на аттракционе "Кобра" и провисели около часа в зоне мертвой петли, пока их не сняли спасатели. На момент происшествия у собственника аттракционов ЗАО "Российская выставка аттракционов" отсутствовали разрешительные документы на эксплуатацию.
Этот инцидент послужил поводом для прокурорской проверки и судебного запрета на работу. 3 марта во исполнение судебного решения Арбитражного суда Москвы об освобождении земельного участка, занимаемого ЗАО "РВА", вступившего в силу 22 сентября, на ВДНХ начались работы по подготовке площадки к демонтажу аттракционов. Разбор колеса обозрения "Москва-850" начался вечером 23 апреля.