Разработанный в Новосибирске "летающий автомобиль" планируют построить к 2027 году
В Институте теплофизики СО РАН изготовили и испытали прототип циклолета массой 60 кг
НОВОСИБИРСК, 22 декабря. /ТАСС/. Прототип циклолета - летательного аппарата с особыми циклическими движителями весом 2,5 тонны, который в будущем может быть использован как летающий автомобиль для нужд МЧС, а также городского аэротакси - будет изготовлен на площадке одной из компаний разработчиков и производителей беспилотных авиационных систем до 2027 года. Об этом рассказал ТАСС директор Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе Сибирского отделения (СО) РАН Дмитрий Маркович.
Сотрудники Института теплофизики (ИТ) СО РАН изготовили и испытали прототип циклолета массой 60 кг, который продемонстрировал маневренность и необходимые технические параметры. На его основе разрабатывается полноразмерная летающая пассажирская машина. Основные преимущества аппарата - маневренность, низкий уровень шума и способность садиться на неподготовленных площадках, в том числе расположенных под углом, а также вплотную подходить к вертикальной поверхности.
"Сформирована конфигурация продолжения проекта, при этом головной организацией на следующем этапе будет выступать специализированная организация, которая занимается конструированием беспилотников, Институт теплофизики СО РАН как основной партнер входит в этот консорциум. Создание демонстратора и реальные испытания двухтонной машины - в горизонте 3,5 - 4 лет", - сказал Маркович.
Он пояснил, что договоренность с Фондом перспективных исследований на изготовление и испытания циклолета уже достигнута. Проект стартует в начале 2023 года.
Маркович рассказал, что институт берет на себя задачи научного сопровождения, несет полную ответственность за роторный движитель и плотное участие в ряде других задач, в частности, задачи создания 30-килограммового циклолета для его использования в ближайшей перспективе в рамках существующих федеральных авиационных правил. По словам директора, такие машины востребованы для задач сельского хозяйства, мониторинга, в частности нефтегазопроводов, доставки почты, специальных задач и так далее.
Ранее ученые ИТ СО РАН разработали большой циклический движитель для двухтонного циклолета и подтвердили его летные характеристики в аэродинамических трубах. В рамках первого этапа проекта разработчики создали математическую модель аппарата, которая показала возможность реализации летающего аппарата с заданными характеристиками. По весу и габаритам циклокар сопоставим с обычным автомобилем. У него нет ограничений по видам топлива - аппарат может летать как на бензине, керосине, так и на электричестве. Также возможен гибридный вариант.
О летательном аппарате
Попытки создания летательных аппаратов с циклическими движителями предпринимались с начала ХХ века. Первый в мире циклолет, разработанный инженером Евгением Сверчковым, был построен в России в 1909 году. Однако летающие прототипы начали появляться лишь в последнее десятилетие в исследовательских центрах Австрии, Китая, США и Республики Корея. Например, в Южной Корее был создан и продемонстрирован на выставке циклолет размером около 1 м и массой 20 кг.
Как показало математическое моделирование, циклолет по ряду ключевых параметров превосходит и схожие с ним по компоновке мультикоптеры. В частности, при одинаковых габаритах и взлетной массе циклолету требуется гораздо меньшая мощность двигателя при почти вдвое большей массе полезной нагрузки.