28 ИЮЛ, 11:45

"Еще успеем". В чем плюсы и минусы отложенного материнства?

Что говорят исследования, статистика и ученые

Повременить с рождением ребенка на десять и даже пятнадцать лет — благодаря развитию медицины этот вариант становится все доступнее. Например, уже 40% пациентов Центра акушерства и гинекологии им. Кулакова — старше 38 лет. Похожие цифры приводят ведущие репродуктивные клиники страны. И вот результат: в России женщин, родивших только первого ребенка в возрасте 35–50 лет, сегодня в три раза больше, чем десять лет назад.

Кто-то сознательно планирует жизнь так, чтобы подольше пожить для себя. Кто-то ждет удобного момента и подходящего партнера. Кто-то надеется заработать на хороший старт для ребенка. Стратегия отложенного материнства может казаться заманчивой, но в ней много подводных камней. И о них стоит знать заранее, прежде чем планировать этот шаг.

Между семьей и карьерой

В начале 90-х годов женщины в России в среднем впервые становились мамами в 23 года. Сейчас этот показатель составляет уже 27 лет. Особенно растет число первых детей, рожденных совсем поздно — в 50 лет и старше. В 2018 году россиянки в возрасте за 50 лет родили 258 детей, в 2020 году — 296. И не просто детей, а первенцев. Это уникальная ситуация: никогда прежде женщины не могли так свободно распоряжаться своим репродуктивным выбором.

"Решение отложить рождение ребенка связано прежде всего с уровнем образования матери и с тем, насколько она ориентирована на карьеру, — объясняет Александр Синельников, профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ. — Она понимает, что с маленьким ребенком ее могут не взять на более выгодную работу. Если она уже работает, она будет опасаться, что рождение ребенка помешает ее карьерному росту. Оснований для таких опасений более чем достаточно".

Дело не только в карьере, но и в большей требовательности — к личной свободе, независимости, качеству отношений с партнером. "В советское время совместная жизнь пары, как правило, начиналась только после свадьбы, — добавляет Александр Синельников. — Сейчас вступление в брак и создание семьи стало процессом, довольно сильно растянутым по времени. Пара съезжается, начинает жить вместе, снимая какое-то жилье. Потом, через несколько месяцев или лет, они регистрируют брак. И после этого далеко не все супруги сразу решаются на рождение первого ребенка. Многие откладывают это еще на несколько лет".

Тенденция откладывать материнство на более поздний срок есть во всех развитых странах. В Евросоюзе сегодня уже 43% женщин становятся матерями в возрасте 30–39 лет. Позднее всего детей заводят в Испании и Италии: больше половины женщин решаются стать матерью после тридцати, а 7% — и после сорока. Причем опросы показывают: с возрастом желание понянчиться с младенцем не падает. А вот возможности убавляются.

Позже — значит меньше?

И здесь скрывается первый подводный камень стратегии откладывания: пара рискует завести меньше детей, чем планировала, и даже остаться без детей совсем. И не только из-за физиологических причин. С возрастом жизнь не становится проще, а мы уже не так легки на подъем. Опросы в той же Испании показывают: после 35 лет все больше женщин вынуждены отказываться от материнства "по экономическим причинам" либо потому, что не могут встроить ребенка в свой ритм жизни.

По мнению Альберта Эстеве, директора Центра демографических исследований Автономного университета Барселоны, больше всего на решение не заводить детей влияют экономические факторы — отсутствие гарантий занятости, низкие зарплаты и трудности с жильем. Похожая картина и в России. Согласно опросу "Дети Mail.ru", главные факторы, которые существенно повлияют на решение бездетной пары завести ребенка, — увеличение пособий и помощь с жильем со стороны государства.

Хотя и тут все не так однозначно. Александр Синельников считает, что важны не столько сами условия жизни, сколько наш настрой. Другими словами, насколько мы готовы мириться с дискомфортом. Это уже вопрос ценностей. "Одни могут очень много зарабатывать, но хотеть еще больше, — подчеркивает эксперт. — Для других свобода и путешествия будут стоять на первом месте, а семья — на втором. Это влияет и на решение заводить детей, и на удовлетворенность от этого шага".

Какие преимущества у позднего материнства?

Психологи считают, что сейчас период взросления затягивается примерно до 25 лет. К этому возрасту человек только учится нести ответственность за свою жизнь, не говоря о чужой. Поэтому желание дозреть до роли родителя — понятное и логичное. Но действительно ли с возрастом "качество" воспитательных навыков растет? Косвенно — да. Например, у сорокалетних родителей дети реже склонны к агрессии и расстройствам поведения, чем у двадцатилетних. Ученые объясняют это тем, что такие родители часто более терпеливые и понимающие. Другие исследования говорят о том, что дети, рожденные после 35 лет, показывают лучшие умственные способности. И снова — благодаря усилиям родителей, считают авторы.

Отсрочка сама по себе — еще и шанс обеспечить ребенку жизнь в более гуманном, развитом и безопасном мире. К примеру, только за последние 10 лет в России число смертей от инфаркта сократилось вдвое, а общая продолжительность жизни составила рекордные для страны 73,6 года. Стабильно снижается уровень преступности — не только в России, но и в мире. В мировом масштабе с 2010 года число бедных снизилось в два раза, стало меньше детских смертей и смертей из-за плохой экологии. А такой универсальный показатель, как индекс развития человеческого потенциала, стабильно растет во всех странах.

Но как переживают рождение позднего ребенка родители? Меняется ли их жизнь и эмоциональное самочувствие? Скорее да. Те, кто впервые родили в возрасте 35 лет и старше, в среднем становятся счастливее — и это ощущение сохраняется даже по прошествии лет. Но многое зависит от того, как люди воспринимают счастье. Если они больше ценят удовольствия и личную свободу, даже долгожданный ребенок быстро станет восприниматься как ограничение. А если счастье связано с выполнением жизненного предназначения и служением другим — появление малыша его только усилит.

Какие шансы дает природа?

Период, отпущенный женщине на зачатие, начинается с полового созревания и заканчивается менопаузой. Примерно в 49–51 год в яичниках заканчивается запас яйцеклеток, и его уже не восполнить. В последние годы ученые ищут способ отсрочить менопаузу или даже повернуть ее вспять с помощью экспериментальных методов (например, обогащенной тромбоцитами плазмы, которую используют для лечения ран). Но надежных доказательств их эффективности пока нет.

Все это — среднепотолочные данные. На практике проблемы могут возникнуть в любом возрасте. "Непроходимость маточных труб, воспалительные и спаечные процессы могут помешать зачатию, — объясняет Марина Тяпкина, медицинский директор клиники "АльтраВита". — Даже аппендицит может привести к таким спайкам, которые не позволят клеткам мужчины и женщины встретиться. Это самые частые причины. На втором месте — нарушения гормонального фона, например, из-за заболеваний яичников, щитовидной железы и надпочечников". Нередко причиной бесплодия являются мужчины — у них просто не хватает здоровых и подвижных сперматозоидов.

Даже если вам никогда не делали операции, вы никогда не курили и всю жизнь занимались спортом, примерно с 30 лет ваши шансы на зачатие будут падать. Это касается и частоты овуляций (яйцеклетки реже выходят из яичников), и качества самих клеток. "Доля генетически неполноценных половых клеток у женщин после 40 лет достигает 90%, — объясняют специалисты Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова. — Частота наступления беременности в 38–40 лет — приблизительно 20–22% на попытку; в 41–43 года — 12–14%, после 45 лет стремится к нулю".

Но и зачать ребенка — это полдела. Нужно его выносить и родить. И желательно без осложнений. В акушерской практике женщины с 35 лет считаются пациентками "старшего репродуктивного возраста". Статистика говорит о том, что беременность в этом возрасте чаще сопровождается осложнениями — например, повышенным давлением и диабетом. После 40 лет особенно повышается риск выкидыша. По словам президента Российского общества акушеров-гинекологов Владимира Серова, женщины после сорока лет рожают больных детей в 10–15 чаще. Растет число случаев синдрома Дауна. 

Помогают ли репродуктивные технологии?

Все перечисленное не значит, что после 35 лет женщину на пути к материнству поджидают сплошные ловушки. Но их определенно становится больше, и стоит как минимум знать о возможностях обойти их. "Многие случаи бесплодия сегодня поддаются лечению, — говорит Марина Тяпкина. — Благодаря арсеналу медикаментов мы можем помочь яичникам вырастить яйцеклетки, если этот процесс нарушен из-за гормонального сбоя. А процедура экстракорпорального оплодотворения помогает преодолеть такие препятствия, как непроходимость маточных труб и спайки".

Большой плюс процедуры в том, что врачи могут заранее проверить эмбрион на генетические дефекты (исключить тот же синдром Дауна). Поскольку обычно в ходе подготовки формируется сразу несколько эмбрионов, дефектные отбраковываются на этапе диагностики, а потенциально здоровые — подсаживаются женщине. Конечно, и на этом этапе могут быть проблемы: скажем, эмбрион просто не прикрепится к стенке матки. Но есть возможность попробовать еще раз — число попыток ЭКО не вредит здоровью женщины.

Чего наука пока не может — это омолодить сам генетический материал. "Репродуктивные технологии на сегодняшний день не способны решить проблему резкого истощения и физиологического угасания функции яичников у женщин позднего репродуктивного возраста", — объясняют в Центре им. Кулакова. Это сказывается на результатах. До 35 лет вероятность забеременеть путем ЭКО составляет 50–70%, в 36–38 лет — 40–45%, в 39–40 лет — 30%, в 40–42 года — 22%, в 43–44 года — 11%.

Повысить свои шансы можно, если заморозить свои яйцеклетки заранее. Врачи советуют делать это тем, у кого в семье отмечались случаи раннего наступления менопаузы, либо тем, кому предстоит химиотерапия или другие операции, влияющие на фертильность. "Технология заморозки не разрушает клетку, а результаты оплодотворения криоконсервированных клеток не имеют существенных отличий", — говорит Владислав Корсак, акушер-гинеколог и президент Российской ассоциации репродукции человека. Стоит учитывать, что такая процедура стоит денег: больше 100 тыс. рублей — за заморозку яйцеклетки и несколько тысяч в год — за хранение. 

Есть и еще один способ все-таки вырвать у природы право на собственного, генетически родного ребенка. Показанием к нему является состояние, при котором женщина физически не может выносить ребенка (например, из-за отсутствия матки), либо когда материнство сопряжено со слишком большими рисками для здоровья. Речь идет о суррогатном материнстве. Правда, оно обойдется еще дороже — в среднем больше 2 млн рублей. В России, в отличие от Франции, Германии, Норвегии, Швеции и некоторых других стран, эта практика разрешена.

Что делать, если все же хочется повременить?

Здесь эксперты единодушны: стоит прежде всего оценить свои возможности. Заранее проконсультироваться с врачом, вспомнить историю беременностей в семье. Владислав Корсак советует женщинам оценить свой овариальный резерв (количество яйцеклеток, заложенных при рождении) с помощью анализа и ультразвука. А мужчинам — сдать анализ на количество и качество сперматозоидов (он называется спермограммой).

А если решение уже принято, важно подготовиться к долгому пути — психологически и финансово. Вложений в позднего ребенка, скорее всего, понадобится больше. Как и моральных сил. "Женщинам, которые собираются рожать после 35 и особенно после 38, нужно очень тщательное обследование, — подчеркивает Владимир Серов. — Нужно не просто взять анализы, которые делаются всем. Нужна так называемая инвазивная диагностика — анализ пуповинной крови, крови плода". 

Пока тренд на отложенное материнство продолжается, есть шанс, что государство и бизнес будут реагировать на него. Например, вкладываться в развитие новых технологий лечения и ранней диагностики репродуктивных проблем. Возможно, станет доступнее и сохранение яйцеклеток на будущее. Например, два лидера Кремниевой долины — Apple и Facebook — уже предлагают своим сотрудницам криоконсервацию яйцеклеток за счет компании.

Победить природу с ее неумолимым таймером мы пока не можем. Но с ней, по крайней мере, уже можно торговаться.

Антон Солдатов

Читать на tass.ru