Ожившее село Хой в горах Чечни станет центром притяжения туристов
В настоящее время реализуется проект по восстановлению аула, в связи с чем в Хое построили небольшую мечеть и типовые дома для местных жителей
ГРОЗНЫЙ, 26 октября. /ТАСС/. Правительство Чечни планирует создать туристический маршрут к высокогорному селению Хой в Чеберлоевском районе на границе с Дагестаном, инвестор из Санкт-Петербурга уже оснастил подсветкой руины вайнахских башен и других древних построек, в изобилии имеющихся в исторической части аула, сообщил в четверг ТАСС зампредседателя правительства республики Муслим Байтазиев.
"Наш друг Юрий Берестов, руководитель компании "Айра" в Санкт-Петербурге, уже произвел полную подсветку древнего поселения. Было вмонтировано почти 500 светильников, установлены проекторы. На стену одного из разрушенных домов проецировался фильм о поселении Хой, который снял наш телеканал", - сказал Байтазиев.
Селение Хой расположено почти в трех часах езды от Грозного. Немалую часть пути приходится ехать по горному серпантину, сквозь туман на перевале Харами высотой более двух тысяч метров. Село находится всего в двух километрах от знаменитого на весь Кавказ озера Кезеной-Ам с одноименной турбазой на берегу.
"Селение заинтересовало художников, там мы организовали выставку "Новая жизнь Хоя". В экспозицию вошли 40 работ местного фотохудожника Абдуллаха Берсаева, которые посвящены не только этому району, а всей Чечне. Выставка действует до сих пор, ее можно посмотреть в любое время. Вечером из-за подсветки она выглядит даже интереснее", - отметил Байтазиев.
Мифы и реалии древнего селения
Аул Хой располагается в зоне альпийских лугов, где около 5 тыс. лет назад было озеро ледникового происхождения. Люди пришли сюда гораздо позже: на месте нынешнего аула археологи обнаружили стоянки первобытных охотников, существовавшие там 2,5 тыс. лет назад. Историки полагают, что аул на этом месте появился в средневековье, после вторжения на Кавказ Тамерлана. Однако некоторые жители Чечни верят в легенду, согласно которой аул основали переселенцы из соседнего села, погибшего в результате землетрясения.
По данным 1867 года, в Хое насчитывалось 200 домов, в которых проживали около 2 тыс. человек. Сейчас от этих каменных строений остались только развалины. Среди этих руин у жителя большого города возникает ощущение, что здесь, высоко в горах, время остановилось. Жилые и боевые башни, а также хозяйственные помещения вайнахские мастера строили из гладко отесанного камня, плотно подгоняя один к другому без использования строительного раствора. В архитектуре построек, в частности, используются арочные перекрытия на столбах, что не характерно для других районов Чечни.
"Перед тем как начинать строительство родового дома, женщина из этого рода выливала на землю парное молоко. Если оно быстро впитывалось в землю, это место считалось благоприятным для жилой постройки. Если нет, люди искали другое место", - рассказала корреспонденту ТАСС местная жительница Рауиля Азанаева.
Чтобы проникнуть в старые постройки Хоя, туда в прямом смысле нужно вползать. Там, под низкими сводами, достаточно темно. "Это только цокольный этаж. Под нами целый подземный город, он до сих пор до конца не изучен", - подчеркнула Азанаева.
Оживающий аул и потенциальный центр для туристов
В результате депортации чеченцев в 1944 году селение опустело более чем на полвека. В годы обеих чеченских кампаний в заброшенном ауле не раз появлялись боевики, и обстрелы их позиций российскими войсками были обычным делом. "Хой находится в идеальном месте с точки зрения ведения боя. Поэтому это опустевшее селение... было убежищем боевиков и регулярно простреливалось российской армией", - подчеркнула Азанаева.
Впрочем, даже в последнее лихолетье исторические памятники Хоя не были полностью уничтожены. К примеру, сохранился первых этаж дозорной башни на краю обрыва, откуда прекрасно просматривается панорама окрестных гор, а также остовы жилых домов башенного типа.
В последние годы в селе построили небольшую мечеть и типовые дома для вернувшихся жителей. В 2017 году Хой получил шанс на дальнейшее развитие благодаря проекту восстановления аула. "Вдохнуть в него вторую жизнь - это нам по силам", - добавила Азанаева.