23 СЕН, 11:12 Обновлено 12:56

Сотрудники заповедника у Байкала получают угрозы от браконьеров, ловящих омуля

Сотрудники "Заповедного Полеморья" находятся в опасности в период проходящего сейчас нереста байкальского омуля

УЛАН-УДЭ/ ИРКУТСК, 23 сентября. /Корр. ТАСС Эльвира Балганова/. Сотрудники "Заповедного Полеморья", в состав которого входят три особо охраняемые природные территории (ООПТ) в Бурятии, находятся в опасности в период проходящего сейчас нереста байкальского омуля. Об этом ТАСС сообщил директор ФГБУ "Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка" Михаил Овдин.

"В настоящее время у нас очень сложная ситуация, есть большая проблема с браконьерами, от них постоянно поступают угрозы в отношении сотрудников вплоть до того, что у нас началась текучка кадров инспекторского состава", - сказал он в беседе с корр. ТАСС.

Камнем преткновения из года в год становится эндемик озера Байкал - омуль, а также рыбы других ценных пород: в последние годы борьба обострена из-за снижения численности популяций водных биоресурсов. "Это постоянный конфликт, как и люди по другую сторону - тоже постоянные, это все одни и те же лица. Основной удар ложится на восьмерых сотрудников опергруппы "Баргузин", - отмечает Овдин.

По его словам, один из последних конфликтов произошел 17-18 сентября на территории кордона Монахово. "Там чуть не произошло открытое столкновение, нашим ребятам противостояли 15 человек, которые приехали на место и начали высказывать претензии по части того, что им не дают ловить рыбу (сейчас вылов нерестящегося омуля под запретом - прим. ТАСС)", - рассказал собеседник.

Помощь в борьбе с браконьерами работникам "Заповедного Подлеморья" оказывают полиция и прокуратура, но зачастую сил и средств не хватает. "Они очень плотно поддерживают, но не всегда бывает достаточно людей, чтобы ходить с нами в рейды", - посетовал Овдин, отметив, что по техническому оснащению некоторые браконьеры превосходят опергруппу "Баргузин". Активность незаконных рыболовов, по его словам, так сильна, потому что "высоки ставки": суточный улов браконьеров может достигать до тонны, а выручка, соответственно, до 250 тыс. рублей.
Нерест омуля в акватории Байкала продлится до конца октября. Далее для охранников ООПТ наступит еще один сложный период: на нерест в реки пойдет не менее ценна байкальская рыба - сиг.

Масштабы бедствия неизвестны

По оценке иркутских ихтиологов, наибольший урон популяции омуля наносит браконьерский вылов омуля в период нереста. "Если красная рыба, к примеру, после нереста сразу погибает, то омуль, метающий икру, возвращается назад в Байкал. Браконьеры в это время перекрывают Селенгу и Верхнюю Ангару сетями, в которых оказывается весь половозрелый омуль", - рассказал ТАСС замдиректора по науке Лимнологического института (ЛИН) СО РАН Вадим Анненков.

Как сильно сказывается браконьерский вылов на популяции омуля, ученые оценить не могут: для этого нет подходящего инструментария. По словам Анненкова, в своих расчетах биомассы ценного вида рыбы в акватории Байкала Росрыболовство основывается на косвенных методах оценки, ориентируясь на объемы промышленного вылова.

"Необходимо наладить нормальный учет рыбы. Объективную картину может дать только исследование тралово-акустическим методом, оно достаточно дорогостоящее. Но главная сложность не в объемах, а в сроках финансирования: они должны прийтись на конец мая - начала июня, а это достаточно сложно при существующей системе распределения средств госпрограмм", - считает Анненков.

По его словам, последний раз такое исследование ЛИН проводил на Байкале в 2011 году: тогда оно показало, что биомасса омуля составляет 31,6 тыс. тонн. Данные Росрыболовства, основанные на объемах промышленного вылова, на тот же период составляли 19,7 тыс. тонн.

"Ситуация со снижением популяции омуля не настолько критична, чтоб вводить полный запрет на вылов этого вида рыбы, достаточно существующего квотирования. В противном случае это только приведет к усилению активности браконьеров, поскольку спрос на омуль останется. А если он не будет удовлетворен легальным предложением, найдется нелегальное", - считает ученый.

 

Просьба о помощи

На этой неделе Минприроды России разместило у себя на сайте информацию о том, что сокращение количества омуля в Байкале и рост его цены привели к увеличению случаев браконьерства, кроме того участились случаи нападения на госинспекторов и порчи их имущества. "В связи с резким сокращением биомассы омуля в озере Байкал и ростом его закупочной цены наблюдается увеличение попыток незаконного лова, в том числе и в акватории Забайкальского нацпарка и Баргузинского заповедника, - говорится в сообщении. - Участились случаи нападения на госинспекторов, угроз жизни, порчи имущества и преследования при отсутствии необходимой реакции правоохранительных органов по расследованию таких фактов".

В связи с этим министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской направил обращение главе МВД Владимиру Колокольцеву и генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой принять меры реагирования и установить виновных.

Сотрудники оперативных групп ФГБУ "Заповедное Подлеморье", куда входит и "Баргузин", за последние два года задержали сотни браконьеров, было возбуждено 29 уголовных дел, а выявленный ущерб от незаконной добычи омуля составил более 6 млн рублей.

Читать на tass.ru