Эксперт: окончательного решения о запрете на вылов байкальского омуля пока нет
Директор байкальского филиала Госрыбцентра высказал опасения насчет возможных сдвигов планировавшихся сроков "закрытия" озера в целях сохранения омуля
УЛАН-УДЭ, 23 ноября. /Корр. ТАСС Эльвира Балганова/. Окончательного решения о полном запрете на промышленный лов эндемика озера Байкал - омуля пока нет, его будет принимать Минсельхоз России. Об этом ТАСС сообщил директор байкальского филиала Госрыбцентра Владимир Петерфельд.
"Да, есть четкая, однозначная позиция Росрыболовства о том, что с 2017 года необходимо этот запрет вводить. Но окончательное решение - за Министерством сельского хозяйства РФ", - сказал Петерфильд.
"Росрыболовство готовит изменения в правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, этот проект будет проходить определенное согласование в соответствии с регламентом. Окончательно приказ будет выходить за подписью министра сельского хозяйства РФ", - пояснил он.
При этом эксперт отметил, что неясным до конца пока остается и то, о каком сроке идет речь, если запрет все-таки будет введен. "Насколько мне известно из последнего совещания по этой теме, речь шла о пяти годах, хотя программа по сохранению омуля в озере Байкал и впадающих в него реках разработана на три года: с 2017 года по 2019 год. Здесь, на мой взгляд, не суть важно, на какой срок будет введен запрет, потому как "открывать" озеро для омулевого промысла будет в любом случае рыбохозяйственная наука, - пояснил Петерфельд. - Если результаты исследований через три года покажут, что запасы не восстановлены, то какой смысл отменять запрет".
"Срочные" опасения
Директор байкальского филиала Госрыбцентра высказал опасения насчет возможных сдвигов планировавшихся сроков "закрытия" озера в целях сохранения омуля. По его мнению, логически целесообразно принять решение по запрету до конца года, так как предварительно на 2017 год уже определены квоты на вылов рыбы: по состоянию на сегодня рыбаки имеют полное право выйти на промысел с 1 января следующего года.
"Есть приказ о квоте на 500 тонн для двух регионов - Бурятии и Иркутской области. Если до конца этого года поправка в правила рыболовства не будет внесена по независящим от нас причинам, мы будем обязаны распределить эти 500 тонн по двум регионам, мы дадим людям квоты, они выйдут на Байкал на законный лов в январе, когда встанет лед, у нас не будет оснований не давать им эти квоты, - сказал собеседник. - И это все будет происходить с осознанием того, что через неделю - месяц будет введен запрет. Если так произойдет, то будет много недовольных".
"Поэтому, по логике, все должно быть завершено к концу уходящего года, пока не распределены квоты", - подчеркнул Петерфельд. Он уточнил, что в случае запрета на промышленный лов байкальского омуля квоты останутся только на воспроизводство рыбы и научно-исследовательские работы.
Катастрофическое положение дел
Ситуацию с популяцией байкальского омуля в целом и в этом году эксперт называл катастрофической. "В этом году ситуация еще плачевнее, чем в три последних года. Ситуация просто катастрофическая для Байкала", - сказал он.
Ранее Петерфельд сообщал, что с 2008 года наблюдается снижение как общей добываемой биомассы, так и численности производителей, заходящих на нерест. По словам специалиста, в 2015 году на нерест в реки бассейна Байкала зашло около 2 млн рыб, тогда как среднее значение за многолетние наблюдения - 4,3 млн. "В лучшие времена за последние 50 лет бывало, что нереститься заходило до 9,4 млн экземпляров", - уточнил он.
Биомасса омуля в 2008 году впервые за много лет уменьшилась до значений ниже 20 тыс. тонн, к 2012-2014 годам - до 15-15 тыс. тонн, в 2014 году показатель составил 13,2 тыс. тонн. По итогам 2015 года биомассу эндемика можно оценить на уровне 10 тыс. тонн. "По сравнению с 1990-ми годами снижение запасов омуля сейчас достигло критического значения, - сказал Петерфельд. - С такой динамикой через два года омуля у нас не будет вообще".
В Институте общей и экспериментальной биологии (ИОЭБ) Сибирского отделения РАН сообщили, что "состояние популяции байкальского омуля в настоящее время оценивается как близкое к неблагополучному: по сравнению с началом XIX века численность нерестового стада омуля в реке Селенге упала не менее чем в десять раз и имеет тенденцию к дальнейшему снижению".
Намерение Росрыболовства
В среду председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, представитель Общероссийского народного фронта Николай Николаев сообщил ТАСС о том, что Росрыболовство намерено установить запрет на вылов омуля в озере Байкал с 2017 года по 2019 год в целях сохранения этого ценного вида рыбы. "Я направил запрос в правительство РФ по этому вопросу и вчера получил ответ от Росрыболовства. В нем сказано о введении такой меры", - сказал он.
В документе (копия имеется в распоряжении ТАСС) говорится о том, что Росрыболовство по поручению зампреда правительства РФ Аркадия Дворковича разработало программу по сохранению омуля в озере Байкал и впадающих в него реках на 2017 - 2019 гг.
Николаев призвал власти регионов сосредоточиться на помощи гражданам, которые могут пострадать после ограничений на вылов омуля. "Конечно, мы будем держать на контроле ситуацию, связанную с поддержкой населения, и с тем, чтобы люди не оказались в безвыходном положении", - сказал он ТАСС. По словам парламентария, необходимо, чтобы региональные власти "не запустили ситуацию с гражданами, которые не смогут работать из-за ограничения на вылов омуля".