Симкоматы научились идентифицировать пользователя
Резидент «Сколково» – компания «Терминальные решения» – подписала контракты на поставки в российские города и за рубеж вендинговых автоматов по продаже сим-карт
Найти этот аппарат в одном из столичных торговых центров оказалось не самой простой задачей: взгляд привычно скользил по многочисленным терминалам, банкоматам и вендинговым автоматам, задвинутым во все возможные углы, коридоры и предбанники. Помог цвет – ярко-желтый. Проверяю, не забыла ли паспорт. И через несколько минут отхожу от терминала с сим-картой и договором.
Таких аппаратов с необычным названием «симкомат» в России пока единицы. И о существовании их знают лишь единицы. Между тем решения, примененные в этих устройствах, сулят автоматизацию ряда услуг, для предоставления которых пока нет альтернативы живому оператору.
Симкоматы – это терминалы, торгующие сим-картами. По сути, вендинговые аппараты следующего поколения. Они не только продают товары и предоставляют услуги, но еще и решают задачу по двойной идентификации клиента: по паспорту и фотографии, сделанной на встроенную в терминал камеру.
Бизнесмен из Воткинска Артем Субботин зарабатывать начал еще в старших классах школы. Спустя 15 лет с момента начала карьеры предпринимателя в его послужном списке было порядка 30 разных бизнес-проектов – от мультипликационной студии до производства бескаркасной мебели. Одним из направлений деятельности была розничная продажа в Удмуртии сим-карт одного из сотовых операторов. Субботин занялся стилизованными торговыми точками с грозным названием БТС (созвучие с БТР не случайно), набрал продавцов-промоутеров, и дело пошло. Вскоре в его компании грянул кризис. Нет, не финансовый, а кадровый: предприниматель стал замечать, что сотрудники то и дело игнорируют необходимость ежедневно выходить на работу. А лично контролировать каждую из 100 торговых точек было абсолютно нереально. Тогда бизнесмен нашел выход: доплачивать «ударникам» за количество подключений. Предприимчивые работники опять не растерялись: ответили на жест доброй воли «накруткой рейтинга» и сотнями «липовых» подключений по уже имеющимся у них данным абонентов. Измотанный бессмысленной и беспощадной борьбой с «человеческим фактором», Субботин придумал, как вообще от него избавиться, заменив хитроумных сотрудников электронными терминалами.
Один из первых таких терминалов Субботин бережно хранит в своем офисе в полуподвальном помещении в центре Ижевска. Симкомат этот до сих пор в рабочем состоянии. И это удивительно, потому что он работал в круглосуточно открытом предбаннике магазина в рабочем районе Воткинска, родного города бизнесмена. Магазин в шесть вечера закрывался, и теплый предбанник превращался для местной шпаны во что-то вроде клуба. По вечерам молодежь приходили туда с пивом и семечками, а барными стойками служили установленные в предбаннике банкоматы и терминалы, в том числе и симкомат. «Этот терминал, как ни странно, приносил хорошую прибыль. Но была одна проблема: каждый вечер мы должны были приезжать и считывать с него информацию. А это было очень некомфортное мероприятие. Обязательно кто-нибудь из «отдыхающих» в предбаннике назойливо интересовался, что мы делаем, как устроена внутри эта машинка, много ли там денег и можно ли на них посмотреть. Чтобы ограничить общение с местным населением, мы придумали систему удаленного доступа», – рассказывает бизнесмен. Сейчас благодаря этой системе сотней терминалов может управлять один сотрудник, подключение также практически полностью автоматизировано.
Вот как работает симкомат: пользователь выбирает тарифный план, сканирует свой паспорт, фотографируется на встроенную в аппарате камеру, получает заполненный договор и ручку, расписывается и помещает документ обратно в симкомат. После проверки терминалом паспорта и договора пользователь оплачивает сим-карту, и затем аппарат выдает карточку, абонентский вариант договора и чек. Самое интересное в симкоматах «Терминальных решений» – система идентификации. Это проверка документа, удостоверяющего личность, на подлинность и сличение фотографии из паспорта с той, которая была сделана камерой терминала.
Говорят, если ты похож на фотографию в паспорте – значит, тебе пора в отпуск. А как распознать человека, если он не похож на свою фотографию в паспорте? Для того чтобы минимизировать возможность ошибки в идентификации, «Терминальные решения» придумали двухступенчатую систему сверки фотографий. Различное качество снимков – вот главная проблема для автоматической идентификации. Поэтому электроника сравнивает по основным характеристикам: определяет пол, приблизительный возраст, и пр. Система выдает «процент схожести», и, если он находится в «зеленой» зоне, фотографии отправляют на сверку в колл-центр. Для обслуживания 50 терминалов достаточно трех-пяти сотрудников. Пары фотографий показываются каждому из работников, при этом одна из пар – с заведомо подложным фотоснимком. «Такая технология позволяет исключить «человеческий фактор», когда сотрудник, не всматриваясь в фотографии, нажимает клавишу «ОК», – говорит Артем Субботин.
Еще одна особенность симкоматов – способность «читать» российские паспорта. Кто бы мог подумать, что эта задача окажется не из легких. «В начале 90-х я работал продавцом-консультантом, много разных паспортов в руках держал, – рассказывает Артем Субботин. – Как оказалось, среди них вряд ли найдется пара, сделанная по одним и тем же стандартам. Некоторые полностью написаны от руки, у других на разных страницах совершенно разные шрифты, где-то, может быть, написано от руки, где-то текст не всегда расположен горизонтально, да к тому же слова разного цвета, даты в разных форматах, и таких нюансов множество». Для решения этой проблемы компания разработала более 40 оригинальных шрифтов. С их помощью и при использовании специального алгоритма система способна «прочитать» российский паспорт.
Согласно прогнозам компании GSMA Wireless Intelligence, продажи сим-карт в 2014–2017 гг. во всем мире составят около 400 млн. В России стратегия сотовых операторов начинает меняться в сторону отказа от посредников в виде дилеров и развития собственных точек продаж.
За последнее время «Терминальные решения» подписали порядка семи договоров с компаниями-клиентами, и это только на территории России. Пока все установленные симкоматы работают в тестовом режиме. Артем Субботин отмечает, что прохожие, абсолютно ничего не зная о существовании подобных терминалов, с готовностью их тестируют и покупают через них «симки». В России через симкоматы продаются 150 карточек ежемесячно, больше всего аппаратов в Москве и Петербурге, но планируется, что и в регионах эти устройства будут востребованы. «Аппарат не требует зарплаты, его можно поставить где угодно, поэтому, например, заказчики в Екатеринбурге решили протестировать аппарат в городе, а ставить хотят в дальние уголки Уральского региона», – говорит Артем Субботин.
Ведутся переговоры о поставках симкоматов и за рубеж – в Индию, Азербайджан и Намибию. «Мы не держим на складе «сток» из симкоматов и всякий раз дорабатываем терминалы под запросы клиентов, – рассказывает Субботин. – В каждой стране есть свои особенности и свои требования к идентификации. Например, в Индии нужно снимать отпечаток пальца. В арабских странах то же самое. В Китае можно просто идентификационной карточкой прикоснуться к симкомату. Там считается, что, если карточка у тебя на руках, ты и есть ее реальный владелец. В Намибии, например, нет своей платежной системы как таковой, там нужно и платежную систему придумывать. Азербайджан – очень продвинутая страна в плане технологий, и если компания привозит на местный рынок свои с технологии, она должна «держать планку». А в Грузии, например, все наши симкоматы хотят установить под открытым небом, поэтому они должны быть защищеными и всепогодными».
Тему «национальных особенностей» для симкоматов подхватывает операционный директор компании Геннадий Мукин: «Когда мы были на выставке в Германии, к нам подходили жители Ганновера и спрашивали, неужели в России все так легко и просто сканируют свой паспорт в каком-то непонятном терминале. Немцы обычно боятся копировать свои личные данные и предпочитают лишний раз не показывать паспорт. Но в России без документа, как вы знаете, никуда. Поэтому мы были уверены, что здесь наша система станет прекрасно работать». Геннадий Мукин живет в Австралии с середины 90-х. Пару лет назад он познакомился с Субботиным и узнал о российском стартапе, занимающимся разработкой инновационных терминалов. Мукин собрал вещи и переехал в Ижевск. А потом и жену с тремя детьми туда перевез.
Со «Сколково» отношения у компании «Терминальные решения» завязались недавно, в 2014 году. Артем Субботин рассказывает, как увидел стенд Фонда на выставке CeBIT 2014 в Ганновере: «Ребята из компаний, которые выставляли там свои разработки, рассказали мне, что «Сколково» периодически предлагает участие в таких выставках, я начал собирать информацию. Узнал о налоговых льготах и мероприятиях, которые проводит Фонд, и принял решение заполнить анкету. Статус резидента «Сколково» мы получили достаточно быстро – всего за пару месяцев».
«Проекты из области телекоммуникаций в нашем кластере готовят различные инновационные решения и технологии, многие их которых рынок увидит в ближайшее время, – говорит Алексей Беляков, вице-президент, исполнительный директор кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково». – Примечательно, что проект ООО «Терминальные решения» вместе с нами успел менее чем за год пройти несколько этапов: прийти в кластер через конкурс Skonnect 2014, получить разностороннюю поддержку Фонда «Сколково», принять участие в наших мероприятиях и подойти к концу года с новыми контрактами, заключенными на рынке новых технологий для операторов сотовой связи, т.е. в наиболее динамично развивающемся и конкурентном его сегменте. Поздравляю нашего участника с Новым годом и желаю новых ярких побед в наступающем году. Проект уже подал заявку на участие в команде «Сколково» на Mobile World Congress 2015 в Барселоне. Теперь будем вместе открывать новые, зарубежные рынки!»
Ради симкоматов Субботин отказался от всех остальных бизнес-проектов. Он говорит, что компания непременно будет подавать на грант «Сколково», но чуть позже, когда усовершенствует систему идентификации. «Симкоматы, по сути, это такая физическая оболочка. В данной области можно придумать массу других проектов – от выдачи микрозаймов, карт доступа, до дебетовых и кредитных карт, – размышляет Артем Субботин. – Как только мы доработаем нашу систему идентификации личности и поймем, что она универсальна и может быть использована в любой стране мира, мы будем подавать на грант».