Движение "За просвещенную Россию" предложили создать на общественно-педагогическом форуме
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Наталия Михальченко/. Всероссийское общественное движение педагогов "За просвещенную Россию", которое будет отстаивать права учителей, предложила создать член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Ольга Гукаленко на двухдневном общественно-педагогическом форуме, который открылся в Петербурге.
Учительское сообщество отличается скромностью, а "надо наступать, формулировать свои права и отстаивать их", подчеркнула она в рамках дискуссии о миссии педагога, развернувшейся на "круглом столе" "Образ учителя в общественном сознании и СМИ". Движение раз в три года должно собираться на форум и в новом качестве "вернуть традицию проведения учительских съездов", считает она. Миллионная армия российских педагогов, таким образом, получит постоянную площадку для профессионального общения.
Движение могло бы взять на себя выработку "этического кодекса учителя", что сегодня необходимо, убежден обладатель высшей педагогической награды - "Хрустального пеликана" за 2003 год, директор петербургской гимназии 166 Игорь Караченцев.
Говоря о миссии учительства, Ольга Гукаленко отметила, что "эстафету культуры от поколения к поколению передает учитель" и то внимание, которое сейчас уделяется в России педагогическому образованию, "явно не достаточно". "За 20 лет из 70 педагогических вузов в стране осталось 40", а уважение к профессии учителя упало до такой степени, что учительство проходит "двойной негативный отбор - вначале в педвузы идут те, кто не попал в другие, более престижные, а затем - в школу те, кто не смог устроиться получше", при этом работать по специальности приходят около 20% выпускников педагогических вузов.
В то же время, отмечалось на форуме, лидирующие в мире по качеству образования Южная Корея, Финляндия и Сингапур направляют в педагогические вузы 10% лучших выпускников.
Идея создания учительского общественного движения нашла поддержку участников дискуссии. Было также высказано предложение создать "союз учителей по аналогии с творческими союзами писателей, журналистов, композиторов". Другое прозвучавшее предложение - ввести педагогическую "интернатуру", чтобы по окончании обучения в вузе до получения диплома студент работал ассистентом учителя, выполняя на первых порах наиболее простые действия - проверку тетрадей, опрос, а по окончании года действующие учителя оценивали не его теоретические знания, а педагогические навыки. И только после этого он бы получал диплом.