Морские буксиры завода "Пелла" не могут выйти в Неву из-за ведомственных барьеров
Буксиры ледового класса являются опытными образцами нового судостроительного комплекса стоимостью 3 млрд рублей
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 октября. /Корр. ТАСС Ольга Павлова/. На заводе "Пелла" в Ленинградской области завершается строительство нового судостроительного комплекса стоимостью 3 млрд рублей. В качестве опытной продукции там уже построены два морских буксира ледового класса, но они не могут отправиться к заказчику из-за ведомственных барьеров.
Как рассказал в понедельник на совещании в областном правительстве по вопросам создания судостроительного кластера заместитель гендиректора завода "Пелла" по перспективному развитию Илья Вайсман, предприятие уже год не может получить разрешение надзорных органов на дноуглубительные работы. Без них суда не могут через судоспусковой канал выйти в Неву.
Запуску комплекса мешают и другие барьеры, прежде всего - сложности с присоединением к энергоресурсам. Энергетики "Ленэнерго", имея резервные мощности рядом с промплощадкой, по словам представителя завода, требуют оплатить 100 млн руб. вперед, а подключить обещают только через 18 месяцев. Также есть сложности с газоснабжением. Газовая труба проходит в 150 м от предприятия, но газ в ней экспортный. В результате отечественное предприятие вынуждено завозить сжиженный газ.
Пока "Пелла" перекупает энергоресурсы у соседних предприятий.
Вайсман призвал все структуры способствовать более быстрому согласованию вопросов, от которых зависит работа предприятия. По его мнению, это особенно актуально в условиях международных ограничений, связанных с санкциями. "У нас сейчас идет экономическая война, а на войне надо действовать по-военному", - сказал он.
Проблемы отрасли
О других причинах, сдерживающих развитие отечественного судостроения и судоремонта, рассказал на совещании 1-й заместитель гендиректора "Выборгского судостроительного завода" Кирилл Ворошилов. Это предприятие, специализирующееся на строительстве ледоколов, судов для нефтяной и газовой промышленности, единственное в Ленобласти входит в "Объединенную судостроительную корпорацию" (ОСК). Завод выполняет субподрядные работы для крупных контрактов, выигранных корпорацией. Однако на него не распространяется такая льгота как нулевая ставка НДС. Она предоставляется только судостроителям-контрактодержателям, то есть самой ОСК. Это сдерживает кооперацию завода с малыми предприятиями области, производящими судовую арматуру, оснастку и др., что необходимо для импортозамещения.
"Судостроение - это не та отрасль, которая может полностью обойтись без господдержки", - заявил экономический вице-губернатор Ленинградской области Дмитрий Ялов.
В то же время он отметил, что "в отличие от многих других отраслей санкции имеют положительный эффект - растет объем производства, в том числе для оборонного заказа". Судостроение, по мнению Ялова, может стать одной из наиболее динамичных отраслей, "точкой роста" для Ленинградской области. Для этого, считает он, необходима концентрация всех ресурсов через кластерный подход.
Отвечая на вопрос корр. ТАСС, вице-губернатор признал, что пока даже общее количество предприятий, которые могут войти в этот кластер, ему не известно. Ответ на этот вопрос, а также на возможность их кооперации, должна дать научно-исследовательская работа, которая запланирована на 2015 год.