На фасаде Спаса на крови в Петербурге в 2015 году вновь появятся строительные леса
Собору требуется реставрация облицовочного кирпича и мраморного известняка
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 октября. /Корр. ТАСС Юлия Андреева, Екатерина Калинина/. Новые реставрационные работы начнутся в 2015 году на фасаде знаменитого храма "Спас на крови" (храма Воскресения Христова), воздвигнутого на месте гибели императора Александра II на набережной канала Грибоедова.
Дежавю
Собору требуется реставрация облицовочного кирпича и мраморовидного известняка, сообщила заместитель директора музея Четырех соборов Валентина Зеленченко журналистам в среду. На реставрацию фасада, по ее словам, требуется 300 млн рублей. Смета уже составлена и направлена для включения в бюджетную программу города на 2015 год. Для выполнения этих работ на стенах храма снова смонтируют реставрационные леса, что напомнит петербуржцам об облике Спаса на крови, который огорчал жителей города в течение многих десятилетий в ХХ веке.
Сколько продлится реставрация на этот раз, зависит от финансирования, сказала Валентина Зеленченко.
Внутри тоже реставрируют
В планах 2015 года и продолжение реставрации внутреннего убранства храма. Предстоит воссоздать шесть эмалевых складней иконостаса. Это иконы на медной основе, покрытые ювелирной эмалью. Стоимость работ - 13,5 млн рублей. По словам Зеленченко, музей рассчитывает в ближайшие годы приступить к воссозданию трех крестов на иконостасе. Эти уникальные изделия из горного хрусталя с алмазной огранкой были сняты и уничтожены в 1920-х годах. Для проведения этих работ уже закуплен горный хрусталь, но из-за сложностей с финансированием они не включены в план 2015 года.
Еще один крупный реставрационный проект в храме - реставрация Сени, установленной непосредственно над местом покушения на царя. К середине декабря планируется снять леса с Сени и приступить к реставрации утраченных элементов шатра, разрушенных в 30 гг.
О сооружении
Спас на крови - совместная работа архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Величественное творение церковной архитектуры построено в псевдорусском стиле в начале ХХ века на месте смертельного ранения императора-реформатора Александра Второго. Собор был освящен в 1907 году. В 1930 году храм закрыли и позже предлагали взорвать, но эта идея, к счастью, не осуществилась. В годы блокады в главный купол попал снаряд, но чудом не взорвался. Вновь храм пытались уничтожить в 1953 году, но и эти планы потерпели крах.
В последующие годы он использовался как склад и картофелехранилище. Реставрация собора началась в 1970 году после передачи его музею. Однако работы затянулись на много лет, и "Спас на крови" в строительных лесах превратился в привычный элемент городского пейзажа, а его "освобождение" стало символом несбыточной мечты ленинградцев. Этот сюжет прочно утвердился в городском фольклоре, нашел отражение в творчестве поэтов и бардов - Александр Розенбаум упомянул о нем в одной из своих песен. В 1980-е годы горожане даже придумали шутку, что "когда снимут леса со "Спаса на крови", кончится советская власть". Эта "примета" оказалась верной: реставрация храма завершилась уже в 1990-е годы.
В настоящее время храма Воскресения Христова входит в комплекс музея Четырех соборов. Ежедневно в высокий сезон Спас на крови посещают до 8 тыс. туристов, в низкий - около 3 тыс. Реставрационные работы проводятся в нем по мере необходимости и при наличии финансирования. Один из последних реставрационных проектов был закончен в декабре 2013 года. Тогда были воссозданы 12 мозаичных икон Афонских святых на фланкировочных столбиках иконостаса. За проведение этих работ с применением так называемой "тянутой" смальты разных профилей и конфигурации мастер Игорь Лавриненко был удостоен международной премии на Европейской выставке в Лейпциге.