Петербургские ученые завершили разработку оборудования для управления роботами с МКС
В рамках космического эксперимента по проекту "Контур-2" сами роботы будут находиться на Земле
Ваш браузер не поддерживает видео
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 октября. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Джойстик и программное обеспечение для управления роботами из космоса созданы петербургскими учеными и инженерами для проведения космических экспериментов на борту Международной космической станции (МКС) в рамках проекта "Контур-2". Эксперимент по управлению с околоземной орбиты роботами, находящимися на Земле намечен на начало 2015 года. Оборудование и ПО отправлены во вторник из петербургского ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) в ОАО "РКК "Энергия" для проведения технических испытаний перед отправкой в космос.
Затем оборудование передадут в центр подготовки космонавтов, где экипаж перед полетом обучат работе с ним, сообщил ТАСС Владимир Заборовский, научный руководитель космического эксперимента "Контур-2", заместитель главного конструктора ЦНИИ РТК, заведующий кафедрой телематики Санкт-Петербургского Политехнического университета.
Шаг на пути к созданию лунной базы
Суть эксперимента в том, что космонавт, находясь на МКС, будет управлять роботами, находящимися на Земле. Это важный элемент в подготовке к созданию базы на Луне. "На лунной поверхности человек может работать ограниченное время (не более нескольких часов подряд). А для создания лунной станции нужны месяцы, и эту задачу могут выполнить роботы", - сказал Владимир Заборовский. По его мнению, люди будут управлять роботами с лунной орбиты и даже с Земли.
Сейчас петербургские ученые уже ведут работу над следующим проектом - "Контур-3", в ходе которого задача будет усложнена - космонавт с орбиты будет управлять уже целой группировкой роботов
Эксперимент "Контур-2"
В рамках же ближайшего эксперимента, космонавт с орбиты будет управлять всего тремя роботами. Первый из них будет находиться в Петербурге, в ЦНИИ РТК. Это способный причудливо изогнуться в любом направлении гиперманипулятор КИМ (кинематический избыточный манипулятор) или, по-простому, Сурикат (по названию зверька из семейства мангустовых, известного своим любопытством и вертикальной стойкой). Разработчики называют робот по- разному, в зависимости от настроения - КИМом или Сурикатом. Второй - это подвижная платформа, на которой закреплен КИМ (Сурикат). Космонавт должен задеть роботом контрольные лампочки. В случае точного касания загорится зеленый огонек, приблизительного - желтый, а промах будет обозначен красным огоньком. Третий робот будет находиться в Германии, в Мюнхене, в Немецком космическом агентстве, также участвующем в эксперименте. Космонавту предстоит перемещать этот робот по контуру так, чтобы он не коснулся края металлической плиты, вокруг которой он будет двигаться.
Управление наземными роботами станет для космонавта упражнением на координацию движений в условиях невесомости. Космонавт будет при этом закреплен в конструкции, связанной с джойстиком, так как без этого приложение усилий привело бы к вращению человека вокруг ручки джойстика в условиях невесомости. Контролировать действия робота космонавт сможет по трем независимым информационным каналам - через ручку джойстика, через видеосигнал и с помощью 3D модели на мониторе, связанном с джойстиком, где будут в точности воспроизведены движения робота.
Российское ноу-хау состоит в использовании облачных вычислений, а также в конструкции джойстика, который компенсирует задержку передачи данных с Земли на орбиту и обратно. Если задержка небольшая, джойстик будет двигаться плавно, при увеличении задержки ручка станет ходить туже.
О разработчике
ЦНИИ РТК - ведущее предприятие России по изготовлению робототехнических устройств, работающих в экстремальных условиях. Здесь созданы 15-метровые манипуляторы для российского орбитального самолета "Буран", роботы, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, гамма-лучевые высотомеры, обеспечивающие мягкую посадку пилотируемых космических кораблей "Союз" (с 60-х годов и по сей день Россия - единственная страна в мире, обладающая технологией мягкой посадки спускаемых аппаратов).