30 ЯНВ, 08:38

Путешествие из Петербурга в Москву: сначала разноцветные, а теперь двухэтажные поезда

Модель внеклассной станции пассажирского вокзала в Санкт-Петербурге, конец XIX века

Зачем в вагоне медвежья шкура, почему бухгалтеры не любят "Красную стрелу" и куда уехал первый советский двухэтажный состав - ТАСС о поездах, в разное время ходивших между двумя столицами

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 января. /ТАСС/. Вечером 1 февраля от перрона Московского вокзала в Петербурге отправится первый поезд с двухэтажными вагонами. Произойдет это спустя 163 с лишним года после того как с этого же вокзала в Москву отошел самый первый пассажирский состав.

Двухэтажный поезд эксплуатируется в России уже второй год. 30 октября 2013 года было запущено движение поездов с такими вагонами на линии Москва – Адлер, однако по главному ходу Октябрьской железной дороги такие составы еще не ходили.

ТАСС рассказывает о том какие поезда в разное время курсировали между двумя столицами, какими вагонами они были укомплектованы и какие удобства предлагала железная дорога пассажирам.

Первые поезда: грелки из кирпичей, удобства на станциях

Цветовая дифференциация вагонов

"Красная стрела", но синего цвета

Первый двухэтажный вагон остановился в Ташкенте

ЭР-200 уступает место "Сапсану"

 

Первые поезда: грелки из кирпичей, удобства на станциях

Самый первый пассажирский поезд Петербург - Москва отправился 1 ноября 1851 года в 11:15, в пути он находился 22 часа. Вагоны, произведенные на Александровском заводе (ныне Пролетарский завод) в Петербурге, не были оборудованы ни туалетами, ни умывальниками (они появились лишь в 1863 году). Чтобы пассажиры смогли перекусить, воспользоваться удобствами, состав довольно долго стоял на промежуточных станциях.

Первое время между Петербургом и Москвой курсировало два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки.

Поскольку вагоны не отапливались, то (по неподтвержденным сведениям) первым пассажирам предлагали укрыться медвежьими шкурами. Также можно было воспользоваться специальными грелками для ног, внутри которых находились раскаленные кирпичи, тепла от них хватало на три часа дороги. Пассажирам первых поездов выдавались шерстяные скатерти и специально оформленные платки.

В 1870 г. в вагонах ввели печное отопление, а в октябре 1872 г. его заменили паровым.

Освещались вагоны свечами, керосиновыми лампами. Электрическое освещение появилось после 1900 года.

 

 

Цветовая дифференциация вагонов

 

Первые пассажирские вагоны строились I, II и III класса. Они отли­чались друг от друга внутренним оборудованием и отделкой. Отличия были и внешние. Вагоны разных классов красили в определенный цвет: I класса - в темно синий, II класса  - в коричневый или желтый, III  класса - в зеленый.

Цветовая гамма упомянута в стихотворении Александра Блока «На железной дороге».

Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.

Александр Блок

Первыми в составе находились вагоны III класса, дым и шум паровоза не должен был беспокоить состоятельных граждан, которые путешествовали первым классом. Салоны первого класса были отделаны красным деревом, на торцевых простенках устанавливались небольшие зеркала, у каждого сиденья - пепельница, на окнах - голубые шелковые шторы, на полу - цветной бархатный ковер.

Кстати существовали вагоны и 4 класса (вагоны-теплушки или «столыпинские» вагоны) – в них вместе с людьми можно было перевозить скот. Предназначались они для переезда крестьянских семей с домашним хозяйством и животными из Центральных районов России в Сибирь и на Дальний Восток.

"Красная стрела" синего цвета

Спустя 13 с половиной лет после революции, в июне 1931 года, на линию Ленинград – Москва вышел первый фирменный поезд «Красная стрела». Сформирован он был из вагонов первого класса, построенных в 1910-е годы. По этой причине "Красная стрела" первое время была синей.

Экспресс вышел из Ленинграда в 1 час 30 минут ночи и прибыл в Москву в 11 часов 20 минут, преодолев расстояние между двумя крупнейшими городами страны за 9 часов 50 минут. Первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов: 7 жестких купейных, 3 мягких, 1 спальный с двухместными купе и 1 багажный. Впервые в истории советских железных дорог в «Красной стреле» был создан вагон СВ. Для этого четырехместные купе усовершенствовались: верхние полки сняли, на их место повесили зеркала и светильники. 

Сервис в этом составе находился на самом высоком уровне. Пассажирам предоставлялись шашки, шахматы и другие настольные игры. В поезде работали буфеты, где можно было заказать ужин с доставкой в купе. Для удобства пассажиров в одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт,

В 30 – 40-е годы «Красной стрелой» пользовались, в основном, высокопоставленные советские и зарубежные чиновники. Для удобства командировочных отправление поезда, как говорят, по личному распоряжению Лазаря Кагановича, было установлено на 23:55. Это позволяло путешествующим чиновникам получать суточные за лишний день.

«Красная стрела» в течение 10 лет регулярно отправлялась в путь, вплоть до 24 июня 1941 года, когда в связи с введением военного положения поезд пришлось отменить. Первый после блокады экспресс отправился от перрона Московского вокзала 20 марта 1944 года.

«Красная стрела» по-прежнему ежедневно курсирует между Москвой и Петербургом, преодолевая расстояние между городами за 8 часов. 

Первый двухэтажный вагон остановился в Ташкенте

Первые двухэтажные вагоны были построены в России еще до Октябрьской революции. В 1906 году такая конструкция была собрана на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге (в 1915 году это производство из-за войны было перенесено в Тверь, где на его базе был создан Тверской вагоностроительный завод). Двухэтажные вагоны, позволяющие значительно увеличить число пассажирских мест, приходящихся на единицу длины вагона, в незначительном количестве собирались и на заводе в Сормово (Нижегородская область).

В 1965 году на Ленинградском вагоностроительном заводе имени Егорова был собран первый в СССР двухэтажный вагон. Однако в массовое производство он не пошел. Вагоностроителям не удалось получить необходимые согласования для эксплуатации вагона. В частности, требованиям безопасности не соответствовала ширина прохода между сидениями второго этажа. В случае пожара пассажиры не смогли бы быстро покинуть вагон. Сложности были и с остеклением, которое предполагало использование орг-стекла. Сейчас опытный образец советского двухэтажного вагона находится в музее железнодорожной техники в Ташкенте.

Современный двухэтажный вагон, который начнет ходить между Москвой и Петербургом включает 64 спальных места (вместо 36 в одноэтажном вагоне). Вагон-ресторан такого поезда тоже двухярусный, на нижнем ярусе располагается кухня и бар, а на втором - обеденный зал на 48-50 посетителей. А чтобы официантам не приходилось постоянно бегать по лестнице, конструкторами предусмотрен технический лифт.

 

ЭР-200 уступает место "Сапсану"

Еще во времена запуска первых составов "Красной стрелы" железнодорожники вступили в конкуренцию за состоятельных пассажиров с авиаторами (Авиарейсы между Москвой и Ленинградом начали выполняться в 1932 году). Чтобы не проиграть в споре приходилось постоянно увеличивать скорость поездов, совершенствуя как пути, так и подвижной состав. 12 июня 1963 года состоялась опытная поездка "сверхскоростного" экспресса "Аврора", который прошел путь между двумя городами за 5 часов и 27 минут. В 1965 году после усовершенствования систем электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи этот экспресс преодолел расстояние между Москвой и Ленинградом уже за 4 часа 59 минут.

 

1 марта 1984 года первый регулярный рейс совершил электропоезд ЭР200. С 1984 года и до февраля 2009 года он курсировал между Петербургом и Москвой с максимальной скоростью 200 км/ч. В августе 2006 года (ко дню железнодорожника) электропоезд ЭР-200 осуществил поездку по маршруту Санкт-Петербург-Москва за 3 часа 55 минут.

 

В 2009 году на замену Эр-200 пришли новые поезда "Сапсан" технологии Siemens. Максимальная скорость – 250 км/ч. Число мест для сидения – 600. За пять лет он перевезли 11 млн пассажиров. Сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом курсирует девять пар поездов, из них две пары - в сдвоенном режиме. Двойной Сапсан является самым длинным высокоскоростным поездом в мире, его длина равна 500 метрам и 78 сантиметрам. Достижение зафиксировано представителями независимой комиссии для внесения его в "Книгу рекордов Гиннесса".

Использована информация официального сайта ОАО "Российские железные дороги"

Читать на tass.ru