Выставка современных японских кимоно открылась в Этнографическом музее Петербурга
В экспозицию вошли 80 произведений, на которых запечатлены горные и морские виды, вместе составляют целые панорамные пейзажи
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 февраля. /Корр. ИТАР-ТАСС Екатерина Калинина/. Российский этнографический музей представил в субботу посетителям выставку кимоно, созданных во второй половине ХХ века известным японским мастером Итику Куботой /1917-2003/, который возродил старинное искусство обработки текстиля. "В Мраморном зале Этнографического музея впервые удалось расположить серию кимоно в полном соответствии с замыслами художника. Это дает возможность не только показать пейзажи, но и отразить игру страстей в его произведениях", - рассказала ИТАР-ТАСС директор международного фонда Шодиева, владеющего коллекцией, Ольга Монахова.
Экспозиция "Преображение кимоно: искусство Итику Куботы" переместилась в Санкт-Петербург из Москвы в рамках мирового турне. Она включает 80 произведений, композиционно связанных друг с другом. Рисунки нескольких кимоно, на которых запечатлены горные и морские виды, вместе составляют целые панорамные пейзажи.
Что можно увидеть на выставке
В экспозицию вошло несколько серий произведений — "Симфония света", "Гора Фудзияма", "Океаны", "Вселенная". Кимоно, созданные вручную, поражают игрой красок, создают эффект объема. Каждая из картин на ткани названа со свойственным японскому языку изяществом — "Великолепие, сравнимое с цветами семи сокровищ", "Весенний воздух на подходе к заснеженным горам", "Узор сосновой коры из призматических цветов", "Торжество осени в цветах", "Ленты сверкающих цветов", "О чем размышляют горные духи", "Первый румянец зимы", "Мягкий прохладный рассвет".
Любимое произведение самого художника — "Обжигающее солнце". Оно навеяно воспоминаниями Итику Куботы о сибирских закатах. Кубота в 1944 году был призван в армию, а в конце войны захвачен в плен. На три года он был помещен в лагерь для военнопленных в Сибири. Единственной отдушиной для Итику стало созерцание великолепных закатов солнца. "Его длинные лучи были единственной надеждой, которая у меня была во время безотрадных дней, его красота наполняла меня невыразимыми словами, чувством, соединявшим горе, скорбь, торжественность, любовь и многое другое", - говорил мастер. Тема великолепия закатного солнца, зимы и северного сияния прослеживается во многих картинах Куботы, изображенных на ткани.
История коллекции
Искусство работы с текстилем Итику Кубота начал изучать в возрасте 14 лет. В 20 лет он впервые познакомился с древнейшей техникой цудзигахана. Этот метод работы с текстилем, известный с XVI века, включал разнообразные приемы — окрашивание, роспись художественной кистью, использование золотых и серебряных нитей, вышивку. К ХХ веку эта технология была практически полностью утрачена, но Итику Кубота решил посвятить свою жизнь возрождению этой техники. Мастеру удалось в совершенстве овладеть старинным искусством, и теперь, отдавая дань его заслугам, техника называется в честь него "Итику Цудзигахана".
Коллекция кимоно после смерти художника оказалась под угрозой расформирования — музей Итику Куботы был на грани банкротства, и его экспонаты планировалось распродать по одному, нарушив целостность панорам. Чтобы не допустить этого, известный казахстанский предприниматель и меценат Фаттах Шодиев, лично знавший мастера, приобрел коллекцию целиком на средства основанного им благотворительного фонда. Он принял решение оставить собрание в музее Куботы в Японии, но перед этим показать уникальную коллекцию в разных городах мира.