две судьбы
Есенин
и Россия
Судьба Сергея Есенина неразрывно связана с судьбой России. Поэт служил в Первую мировую, застал три революции, Гражданскую войну — и весь этот вихрь описал в стихах. Родина Есенина — не только «страна берёзового ситца», но и место, где за окном «звенит железное слово: Рре-эс-пу-у-ублика!».

О том, как история России отразилась в лирике поэта и повлияла на его жизнь, — в специальном проекте ТАСС и Московского государственного музея С.А. Есенина.

Какими словами Есенин описывал Родину

Нажми на «подсвеченные» слова и узнай больше о творчестве поэта

Ходынка

крестьянский сын

Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

(1925)

Отрывок из стихотворения

читает
Сергей Безруков

«МОЙ

путь»

Молодой Николай II не собирается делить власть с выборными органами, о чём прямо заявляет в своей первой публичной речи.
Россия — одна из немногих европейских стран, где правление монарха не ограничено, а самодержавие — скрепа.
Ходынское поле 18 мая 1896 года. Владимир Маковский. 1899
Уже в следующем, 1896 году, в Успенском соборе он сам возложит на себя корону. Тогда никто и подумать не сможет, что это — последняя коронация. Праздник на Ходынском поле превратится в давку: толпа из 600 тыс. человек хлынет к будкам, где раздают царские подарки. Но гулянья не отменят. Под музыку из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» к Ходынке подъедет коляска императора, а навстречу ей — обозы, нагруженные трупами. Хуже предзнаменования и представить нельзя.
Прошло 35 лет с тех пор, как отменили крепостное право, а крестьяне по-прежнему в кабале: они платят кредит за землю, при этом фактически пахотным участком не владеют. Бывшие помещичьи угодья, которые выделили на село, в собственности у общины. Сколько земли в поле дать семье Гаврилы, а сколько — семье Осипа, решают на сельском сходе: количество десятин зависит от числа рабочих, мужских рук в доме.
В январе 1897 года во всех уголках Российской империи оживление — впервые в истории страны проводят всеобщую перепись населения. Счётчики, среди них и Антон Чехов, обходят городские квартиры, деревенские избы, сакли горцев и даже юрты кочевников, между которыми порой — 100 вёрст бездорожья. Николай II сам заполняет переписной лист. В графе о главном занятии пишет — «хозяин земли русской» и добавляет — «землевладелец».

Перепись показала: к концу XIX века Россия всё ещё аграрная страна. Две трети населения занимаются сельским хозяйством, А ВОПРОС О ЗЕМЛЕ И ЕЁ РАСПРЕДЕЛЕНИИ — КОРЕННОЙ ВОПРОС РУССКОЙ ЖИЗНИ.
На миру. Сергей Коровин. 1893
У Серёжи типичное для крестьянского сына детство: он просыпается под бряцание вёдер, катается на палочках-лошадках, ходит с бабушкой по окрестным монастырям, плавать учится по старинке — дядя бросает трёхлетнего малыша в Оку.
Для маленького Серёжи рязанские земли огромны — «Такой простор, / Что не окинешь оком». Но другими глазами смотрят на эти просторы рязанские крестьяне — их мучает малоземелье.

Из воспоминаний сестры поэта, Александры Есениной: «Бескрайне широки и поля наши. Всюду, куда ни глянешь, граничат поля с горизонтом, и кажется, не обойти, не измерить их, не счесть богатств, которые соберутся с них. Но густо заселён наш край. И режутся эти поля на узкие полоски, как в бедной многочисленной семье режут праздничный пирог».
Сергей Есенин в группе односельчан. Константиново. 1909
А в 1925-м напишет знаменитое «У меня отец — крестьянин, / Ну, а я — крестьянский сын», подчёркивая, что он из народа.
Его родня — Есенины по отцу и Титовы по матери — все крестьяне. Сейчас они живут в нужде, но ещё пару десятилетий назад не бедствовали: у деда Никиты Осиповича Есенина была лавка в Константинове, а у деда Фёдора Андреевича Титова — четыре баржи в Петербурге. За сезон он зарабатывал до 1 тыс. рублей (средняя зарплата по России была от 10 до 25 рублей) и угощал всё село.
СЕРЁЖА ВЫРАСТЕТ, СТАНЕТ ГОРОДСКИМ ЖИТЕЛЕМ, НО В ДОКУМЕНТАХ — МЕТРИЧЕСКИХ КНИГАХ — БУДЕТ УКАЗЫВАТЬ: «КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН».
Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Константиново. Фотография В.С. Молчанова. 1960-е
Дом Есениных в селе Константиново до пожара. 1922
Вдоль крупнейшего притока Волги — реки Оки — широкой улицей тянется его тихое, чистое село Константиново. Оно уже утопает в осенних листьях — на дворе 21 сентября.
Дом Есениных стоит в самом центре села, а напротив — храм Казанской иконы Божией Матери в окружении берёз со множеством грачиных гнёзд. Там,
«в зелёной церкви за горой», мальчика крестят в честь Сергия Радонежского. Обряд совершит отец Иоанн Смирнов — пастырь Константинова, наставник и утешитель 2 тыс. душ. Он венчал родителей Серёжи, он будет крестить его сестёр, он же в 1925-м, несмотря на ореол самоубийцы, отпоёт Есенина по всем церковным канонам.
В Рязанской губернии родился Серёжа Есенин.

1897

1895

В стране небывалая индустриализация. На восток, через сибирские степи и тайгу, тянут Транссиб, завод Сормово в Нижнем Новгороде за два дня делает паровоз, а мостом через Енисей восхищается сам Гюстав Эйфель. Россия активно осваивает новые регионы с их богатствами: по пути железной дороги вырастают города, а на их окраинах — краснокирпичные здания фабрик.
Промышленный бум требует рабочих рук. Крестьяне, которым не хватает земли и денег, ищут дополнительного заработка и массово едут в города. Зачастую — за сотни километров от дома.
Открытие участка Москва — Волоколамск Московско-Виндавской железной дороги. 1901

Кто-то устраивается в лавки и трактиры, но большинство — на заводы и фабрики. Из-за нехватки навыков бывшие жители деревни вынуждены соглашаться на тяжёлые условия труда. Многие по 10−12 часов проводят в плохо проветриваемых цехах, зарплату получают с задержкой в месяцы, спят на нарах, прикрытых циновкой, а ещё их могут беспричинно оштрафовать или уволить.
А.Н. Есенин и Т.Ф. Есенина, родители поэта. Фотография И.П. Кулыгина. Москва. 1905
Отец Серёжи, Александр Никитич, в Москве с 12 лет. Начинал мальчиком на побегушках в мясной лавке, а сейчас работает там приказчиком. В Константинове он бывает наездами, не приезжал даже на рождение сына в 1895-м.
Мать будущего поэта Татьяна Фёдоровна несколько лет живёт в доме мужа, со свекровью не ладит. В 1901 году она не выдерживает и вместе с маленьким сыном возвращается к своим родителям. Вскоре Татьяна тоже уедет из Константинова на заработки — будет трудиться то прислугой в Рязани, то на кондитерской фабрике в Москве. Воспитанием Серёжи займутся дед, бабушка и дядья по материнской линии.

1900-1901

То же, что и переписчик.
Государство за крестьян выкупало землю у помещика, а крестьяне должны были платить выкупные платежи и вернуть деньги в течение 49 лет.
Наёмный служащий, который по доверенности хозяина торгует в магазине.
К 1900 году доля крестьян в населении Петербурга — 63%, и чем дальше — тем больше.
Земская реформа Александра II 1864 года принесла в русскую деревню образование и здравоохранение. Земства (местные администрации) решали насущные вопросы губерний: строили школы, открывали больницы, ремонтировали дороги. Земская школа была первой ступенью крестьянского образования.
Эскадренный броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» — мощнейший в своём классе корабль Российского военного флота того времени.
Вторая ступень крестьянского образования. Там готовили сельских учителей, агрономов, грамотных ремесленников.
В Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского
могли учиться все желающие — независимо от пола, происхождения и вероисповедания. Там преподавали и гуманитарные, и естественные, и точные науки, а ещё были курсы — для тех, у кого не было времени для полноценной учёбы.
Иван Сытин прославился тем, что большими тиражами издавал дешёвые книги и познакомил массового читателя с А. Пушкиным, Н. Гоголем, Л. Толстым.
В дореволюционной России — нелегальное революционное собрание рабочих 1 мая.
В сентябре 1913 года Москву охватила трамвайная забастовка, в которой участвовало более 7 тыс. человек. Она возникла в ответ на арест 31 рабочего трамвая на сходке в Измайловском парке.
В письме осуждаются действия думских депутатов-меньшевиков, блокирующих проведение в Государственной думе общей политической линии, выработанной и согласованной ранее большевиками и меньшевиками, составляющими в думе единую социал-демократическую фракцию.
Новокрестьянские поэты — неофициальное название группы поэтов крестьянского происхождения, продолжателей традиций А. Кольцова, И. Никитина, И. Сурикова. Пришедшие в литературу в 1910-х годах на волне её демократизации, они не имели общей теоретической платформы, но стали ярким, самобытным явлением эпохи Серебряного века. Наиболее известные представители этого направления — Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков, А. Ширяевец, П. Орешин.
Совет министров Российской империи — высший исполнительный орган в стране. Существовал с 1905 по 1917 год.
Чрезвычайный орган государственной власти, созданный для того, чтобы восстановить порядок в стране после революции. В его состав вошли 16 депутатов Госдумы — представители различных фракций и партий. Существовал с 27 февраля по октябрь 1917 года.
Общенациональный представительный орган, созданный по результатам всеобщего голосования.
Противники России в Первой мировой войне: Германия, Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария.
По другим данным — Кузнецкий Мост.
«Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать».

Из «Автобиографии» Сергея Есенина 1923 года
Разработанная Лениным программа действий большевиков после февральской революции.
Литературное объединение «Краса» и литературно-художественное общество «Страда», созданные в Петрограде в 1915 году поэтом С. Городецким и писателем И. Ясинским, пропагандировали идеалы и ценности русской традиционной культуры, поддерживали таланты из народа, в том числе новокрестьянских поэтов.
Группа писателей и деятелей искусств разных школ и направлений. Её лидером был литературный критик Разумник Иванов-Разумник. Члены группы положительно приняли революцию, увидев в ней начало духовного преображения человечества, и считали, что миссия России — противостоять буржуазности Запада.

Кровавое воскресенье подростковая революция

Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!

(1914)

читает
Сергей Безруков

«кузнец»

В морозное воскресное утро 9 января 1905 года с фабрично-заводских окраин Петербурга к Зимнему дворцу тянутся толпы рабочих — около 140 тыс. человек. Они идут к царю — подать в руки Его Величества коллективное прошение о сокращении рабочего дня, повышении зарплат, улучшении условий в мастерских.

Из петиции рабочих Николаю II:
«Над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою участь и молчать».

Идут как на праздник — с жёнами и детьми, несут в руках иконы, портреты Николая и Александры Фёдоровны. Но император к народу не выйдет. С винтовками Мосина наперевес мирных демонстрантов встретит армия. После первых залпов кто-то из рабочих крикнет: «Не бойся, холостые!» — но люди, с десяток, уже будут лежать на земле.
Кавалеристы у Певческого моста задерживают движение шествия к Зимнему дворцу. 9 января 1905
К октябрю 1905 года забастовка в России становится общенациональной. Красный флаг — символ революции — поднимает даже броненосец «Потёмкин»: впервые армия открыто предаёт царя. В деревнях крестьяне жгут барские усадьбы, в городах перебои с водоснабжением и освещением, а железнодорожного сообщения нет даже с Петергофом, где находится император. Демонстранты кричат: «Даёшь Учредительное собрание!», Николай решается.

ОН ПОДПИСЫВАЕТ «МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ», КОТОРЫЙ ГАРАНТИРУЕТ ЛЮДЯМ ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ (СЛОВА, СОБРАНИЙ) И СОЗДАНИЕ ВЫБОРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ — ГОСДУМЫ. 27 АПРЕЛЯ 1906 ГОДА СОСТОИТСЯ ПЕРВОЕ ЕЁ ЗАСЕДАНИЕ.
Теперь 9 января — Кровавое воскресенье. Вера крестьян и рабочих в милостивого и справедливого царя была расстреляна.
Юный Есенин дирижирует с палкой в руке — подростковая революция.
В 1909 году Серёжа с похвальным листом оканчивает школу в Константинове и поступает в среднее учебное заведение — второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики. Для однокашников Есенин — «поэт». Всё свободное время он тратит на написание стихов. По утрам, перед занятиями, читает ребятам, а после — показывает учителю словесности Евгению Хитрову. Первые — не совсем удачные, но после есенинских «Звёзд» наставник уже не сомневается — у юноши дар. Он поддержит Серёжу и посоветует перебраться в большой город.
В октябре 1905-го арестовывают школьного учителя Есенина — Александра Воронова. Тот привёз из Рязани листовку «Что хотят люди, которые ходят с красным флагом» — показывал крестьянам, агитировал отбирать барские земли силой. В ответ на арест подростки во главе с Есениным бегут распевать обидную частушку под окнами усадьбы местного помещика. Вероятно, автором был Серёжа:
Серёжа живёт в Константинове, учится в первом классе земской школы — тогда их называли начальными народными училищами и давали базу: чтение, письмо, счёт, Закон Божий. Юный Есенин много читает, под рубахой носит книгу, наизусть учит Некрасова. Но наслышан о простых людях не по «Кому на Руси жить хорошо» — ездит на сенокос и неделями ночует с мужиками в шалашах.

Как-то на уроке Закона Божьего учитель, отец Иоанн, замечает, что Писание у соседа Есенина по парте обёрнуто в листовку.
Разворачивает — «Марсельеза»! В классе переполох, а Серёжа уже знает, что это за песня. Знает и о восстаниях, и о том, что в городах рабочие бьются с жандармами и казаками.
Сергей Есенин. Спас-Клепики. 1911
Похвальный лист, выданный
С.А. Есенину по окончании Константиновского сельского училища
В Константинове есть барин
По фамилии Кулак,
Попечитель нашей школы
По прозванию дурак.

1905

Последний мирный год

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда — мать,
Кто людей как братьев любит
И готов за них страдать.

(1912)

читает
Сергей Безруков

«поэт»

1913

Золотой запас страны — один из самых больших в мире. Сибирское зерно, уральский металл и дальневосточная древесина идут на экспорт по Транссибу — его почти достроили. Российские бренды правят бал: горожане едят булки из филипповских пекарен, пьют смирновскую водку, стоят в очереди в Елисеевский магазин. В небе летает родоначальник всех пассажирских авиалайнеров — «Русский витязь», а отечественная машина «Руссо-Балт» участвует в международных ралли. Годы русской смуты (1905−1907) прошли. В стране заседает Дума, а большевистская газета «Правда» пишет об изнанке работы на заводах.
В мае 1913 года Николай II прибывает в Новоспасский монастырь, где покоятся его далёкие предки. Повод для визита — 300-летие правления династии Романовых.
В то время Россия — европейская держава первого ряда с сильной экономикой.
Год назад, в 1912-м, солдаты расстреляли несколько сотен золотодобытчиков на реке Лене. Те, хоть и получали приличные деньги, трудились в ужасных условиях: в 60-метровые шахты спускались по обледенелым лестницам, работали по колено в воде, а после, в сырых робах, по лютому холоду шли до бараков. В феврале 1912 года началась стачка. Итог — 500 убитых и раненых.
1913-й — последний мирный. До мировой войны — год, до революции — четыре.
И всё же страна продолжает бастовать, а правительство — жёстко подавлять бунты.
С.А. Есенин. 1914
С.А. Есенин на занятиях кружка самообразования работников типографии «Т-во И.Д. Сытина». Москва. 1914
Однажды, стоя у могилы Гоголя на Даниловском кладбище, Есенин цитирует отрывок из поэмы «Мёртвые души» о несущейся тройке — символе Руси: «И дают ей дорогу другие народы и государства…» «Так писать — значит верить в лучшее будущее России», — говорит Сергей. И он тоже верит. Вместе с коллегами по типографии участвует в забастовках, причём поводы самые разные: маёвка, годовщина суда над матросами в Севастополе, арест работников трамвая.
В октябре 1913-го за подпись под «письмом пятидесяти» полиция заводит на Сергея дело, даёт кличку Набор и устанавливает слежку. Но Есенин твёрд.

Из письма Грише Панфилову:
«Отныне даю тебе клятву. Буду следовать своему «Поэту». Пусть меня ждут унижения, презрения и ссылки. Я буду твёрд, как будет мой пророк, выпивающий бокал, полный яда, за святую правду с сознанием благородного подвига».
С.А. Есенин. Фотоколлаж В.С. Молчанова
«Мирок». Ежемесячный иллюстрированный журнал для детей с публикацией стихотворения С. Есенина «Берёза». Издание «Т-ва И.Д. Сытина»
Из воспоминаний первой жены Есенина Анны Изрядновой:
«Всё свободное время читал, жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думая, как жить».
Летом 1912-го на Рязанский (сейчас — Казанский) вокзал в Москве с рукописным сборником «Больные думы» под мышкой прибыл 16-летний поэт. «Мечтая о могучем даре», он хотел встать в один ряд с Пушкиным, а потому в учителя, как того хотели родители, не пошёл. Отец был очень недоволен, а что Сергей? Сергей слушает лекции о поэтах пушкинской плеяды в народном университете А.Л. Шанявского, работает в типографии Сытина помощником корректора.

Поначалу Москва Есенину не нравится. У «Оки» Василия Поленова в Третьяковке он говорит друзьям, что хочет «от булыжных мостовых, заборов, вонючего Зарядья туда, домой, в рязанский простор».
ТОГДА ЖЕ, в 1913-м, Сергей напишет О берёзе.Стихотворение станет первым опубликованным — в январе 1914 года появится в журнале «Мирок».

мировая война

ПОЭТ-ПАТРИОТ

Понакаркали чёрные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озёр.

Отрывок из поэмы

(1914)

читает
Сергей Безруков

«русь»

1916

1915

В начале 1915 года ничто не напоминает о Кровавом воскресенье. Идёт пятый месяц мировой войны, Россия заступается за сербов — братьев-славян, народ сплотился вокруг трона. В городах — патриотические шествия с портретами Николая и гимном «Боже, Царя храни». Дума тоже поддерживает императора. Против войны выступает только одна партия — большевики, правда, её представителей не много — всего пять человек из 442 депутатов, так что их голоса почти никому не слышны. В это время в окопах сидят тысячи мобилизованных крестьян и рабочих. Они плохо понимают, за что воюют, но воюют — из смирения.
ДО РЕВОЛЮЦИИ — ДВА ГОДА.
Русская пехота времён Первой Мировой войны
Перебои с продовольствием возникают из-за нарушенной логистики — железные дороги теперь обслуживают войну. В сторону фронта едут эшелоны со снарядами и солдатами, в обратном направлении — с ранеными.
После ряда побед Россия отступает — теряет Польшу, Литву, часть Украины и Белоруссии. Фронт начинается у Северного моря и заканчивается у Чёрного. Война затягивается. В армии не хватает боеприпасов, даже винтовки есть не у всех солдат. И вот уже в окопах хулят царя, а императрицу обвиняют в связи с немцами.

В столицах всё ещё работают рестораны и кабаре — кипит богемная жизнь. У представителей света одна проблема — уберечь свои накопления от инфляции и скупить как можно больше драгоценностей. Разумеется, так живут не все.
ДО НОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ — ГОД.
ПОКА «СЛИВКИ ОБЩЕСТВА» ОТСЫПАЮТСЯ ПОСЛЕ ВЕЧЕРНЕГО КУТЕЖА, ПРОСТОЙ ЛЮД С САМОГО УТРА ВЫСТРАИВАЕТСЯ В ОЧЕРЕДИ ЗА ХЛЕБОМ, В НЕКОТОРЫХ ГОРОДАХ НА НЕГО ВВОДЯТ КАРТОЧКИ.
С.А. Есенин среди персонала полевого Царскосельского военно-санитарного поезда №143. Черновцы. 1916
В апреле 1916 года Есенин надевает солдатскую шинель, отстригает золотые кудри и едет на службу — санитаром в Царскосельский поезд №143. Тот выезжает на линию столкновения, эвакуирует раненых. Сергей — на подхвате.

Однажды в операционной он видит, как совсем ещё молодому офицеру ампутируют ноги, а тот поёт романс «Дремлют плакучие ивы». Позже Есенин напишет: «…Я понял, что я — игрушка, / В тылу же купцы да знать…», «…Прохвосты и дармоеды / Сгоняли на фронт умирать…» А во время одной из увольнительных скажет поэту Всеволоду Рождественскому: «Какие-то стихи будем мы писать после войны? Опять начнутся «розы» и «мимозы»? И неужели нельзя будет говорить о народе так, как он этого заслуживает? Я так думаю, что ему никто и спасибо за эту войну не скажет».
Патриотические стихи Сергея в годы войны — нарасхват. Они нравятся Александру Блоку, их печатают ведущие литературные журналы. Уже в январе 1916 года в петроградском издательстве Михаила Аверьянова выйдет первая книга Есенина — «Радуница». В ней — 32 стихотворения и поэма «Микола». К февралю её будут продавать не только в столицах, но и в Ростове-на-Дону, Саратове, Одессе, Харькове.
Её же он прочтёт императорской семье в Царском Селе, а позже сочинит другое стихотворение — о молодых царевнах, которые «протягивают царственные руки» солдатам в лазарете.
Столица уже знает Есенина — нового поэта из народа, который ходит в косоворотке, длинных сапогах, носит стихи в платке и выступает от лица мужицкой Руси вместе с товарищем — новокрестьянским поэтом Николаем Клюевым.

Из дневника беллетриста Б.А. Лазаревского:
«В четверть часа эти два человека научили меня русский народ уважать и, главное, понимать то, что я не понимал прежде, — музыку слова народного — и муку русского народа — малоземельного, водкой столетия отравляемого».
25 октября 1915 года. На сцене Тенишевского училища в Петрограде, среди декораций — снопов и вил — стоит Есенин. Общество «Краса» организовало вечер народной поэзии. Это первое эстрадное выступление Сергея.
МОЛОДОЙ ПОЭТ ЧИТАЕТ «РУСЬ» — ПОЭМУ О ВОЙНЕ, О ТОМ, КАК ЗЛО ПРИХОДИТ В ТИХИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ МИР, И О СТОЙКОСТИ РУССКОГО МУЖИКА.
С. Есенин. Радуница. Петроград: Издание М.В. Аверьянова, 1916
С.А. Есенин, Н.А. Клюев. 1916

Триумф большевиков певец революции

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встаёт иная степь.

(1917)

читает
Сергей Безруков

«О Русь, взмахни крылами…»

февраль

1917

В России готовятся к первым демократическим выборам, которые сформируют Учредительное собрание. Страну делят на избирательные округа, каждому из них выделяют депутатские квоты в зависимости от количества жителей. Но пока до выборов далеко, устанавливается двоевластие. На верховное управление претендуют Временное правительство, в состав которого входят представители Государственной думы и буржуазных кругов, и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, созданный меньшевиками и партией социалистов-революционеров (эсеров).
Царское правительство подаёт в отставку, его функции ненадолго переходят к Временному комитету Государственной думы. Николай II пытается сохранить монархию, отрекаясь от престола в пользу младшего брата — великого князя Михаила Александровича. Этот важнейший для страны указ император подписывает не чернилами, а карандашом. Однако Михаил в итоге не принимает предложение и передаёт власть будущему Учредительному собранию, которое должно определить дальнейшее устройство страны и написать конституцию.

Так закончится 300-летнее правление династии Романовых. Позднее Николая II и его семью арестуют, сошлют в Тобольск, а в 1918 году расстреляют в Екатеринбурге по приказу большевиков.
В январе — феврале 1917 года по Петрограду прокатывается волна стачек. Бастуют рабочие ведущих предприятий столицы, в том числе Путиловского завода — крупнейшего в стране производителя артиллерийских снарядов. Демонстранты требуют прекратить войну, свергнуть самодержавие и дать народу хлеба. К концу февраля ситуация критическая — протесты становятся всё более массовыми, а к рабочим присоединяются не только служащие, ремесленники и студенты, но даже военные.
27 февраля происходит вооружённое восстание и митингующие берут Петроград под свой контроль. В историю это событие войдёт как Февральская революция.
Манифест об отречении Николая II от престола. 1917
В ноябре проходят выборы в Учредительное собрание. Победу на них одерживают эсеры, которые опираются в основном на крестьян — наиболее многочисленную социальную группу. Но это уже не имеет никакого значения: в январе 1918 года большевики распускают Собрание, а власть переходит к Всероссийскому центральному исполнительному комитету.
Владимир Ленин читает газету «Правда». 1918
В июле 1917 года большевики предпринимают первую попытку переворота — неудачно. Опасаясь ареста, Ленин спешно покидает Петроград. В столицу он возвращается уже в октябре и готовит повторное восстание. На этот раз удача большевикам благоволит: 24 октября они открыто выступают против действующей власти. При поддержке солдат и матросов блокируют вокзалы и берут под свой контроль почтамт и телеграф. На следующий день восставшие штурмуют Зимний дворец и арестовывают членов Временного правительства.
В апреле из эмиграции приезжает лидер большевиков Владимир Ленин. К произошедшим в феврале событиям он относится неоднозначно: в своих «Апрельских тезисах» приветствует свержение монархии, при этом считает, что революционное дело надо продолжать, пока власть не перейдёт Советам. Заявление Ленина и его стремление и дальше вести вооружённую борьбу поначалу шокирует однопартийцев, однако со временем соратники его поддержат.
26 ОКТЯБРЯ РЕВОЛЮЦИЯ ЗАВЕРШАЕТСЯ ТРИУМФОМ БОЛЬШЕВИКОВ.
События Октября вызывают у Сергея Есенина ещё более скорый и пламенный отклик. В марте 1918-го вместе с советской властью он переезжает из Петрограда в Москву — новую столицу. Летом того же года отрекается от левых эсеров. В августе в поэме «Иорданская голубица» Сергей пишет: «Небо — как колокол, / Месяц — язык, / Мать моя — родина, / Я — большевик». Эта строфа обречена стать поводом для многолетних споров о «политической всеядности» поэта. Но среди сонма ехидных и злорадствующих будут звучать и голоса тех, кто считает: Есенин искренен и остается верен себе. Поэт Владислав Ходасевич полагает, что И ЭСЕРЫ, И БОЛЬШЕВИКИ ДЛЯ ЕСЕНИНА ВТОРОСТЕПЕННЫ, А ОБЕ РЕВОЛЮЦИИ ОН ВОСПРИНИМАЕТ ЛИШЬ КАК ПРОЛОГ К БОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМ СОБЫТИЯМ — ВОЗРОЖДЕНИЮ «МУЖИЦКОЙ РУСИ».
С конца марта он почти ежедневно появляется в Обществе распространения эсеровской литературы и в редакции «Дела народа» — главной газеты социалистов-революционеров. Здесь Сергей договаривается о публикации новых стихотворений и поэм, здесь же знакомится с Зинаидой Райх — своей будущей женой. 22-летняя девушка — убеждённая сторонница партии, а Есенин работает с эсерами «не как партийный, а как поэт». Об этом он напишет в той же «Автобиографии» 1923 года. В «Деле народа» выходят «Товарищ», «Отчарь», «Певущий зов» — поэмы, где новая для творчества Есенина тема революции звучит в полный голос.

Вместе с видными поэтами и писателями того времени — Андреем Белым, Александром Блоком, Николаем Клюевым и другими — Есенин становится участником литературной группы «Скифы».
Февраль 1917-го Есенин встречает на фронте. По крайней мере, так утверждает сам поэт. «Революция застала меня в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя», — расскажет он о тех днях в «Автобиографии» 1923 года. И добавит, что после крушения монархии самовольно покинул армию.

Впрочем, вернуться в Петроград в разгар февральских событий Сергей не решается. «Под горячую руку, да на радостях, расквасить мне физиономию любители нашлись бы», — расскажет он литературному критику Разумнику Иванову-Разумнику. Поэт уезжает в Константиново, а в столице появляется лишь через пару недель, когда страсти утихают. За это время с ним происходят кардинальные изменения:
ОН ОТХОДИТ ОТ ПЛАВНОСТИ И СПОКОЙСТВИЯ В ЛИРИКЕ, ПАСТОРАЛЬ И ИДИЛЛИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В ЕГО СТИХОТВОРЕНИЯХ СМЕНЯЮТСЯ БУНТАРСКИМИ И БОГОБОРЧЕСКИМИ МОТИВАМИ.
Есенин становится певцом революции.

1917–1918

Гражданская война на фронте искусства

Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверно, стали некрасивыми,
Так же боитесь Бога и болотных недр.
О, если б вы понимали,
Что сын ваш в России
Самый лучший поэт!

(1920)

читает
Сергей Безруков

«исповедь

хулигана»

Однако Белое движение слишком неоднородно и разрозненно: у его участников нет единой политической программы, они нередко враждуют друг с другом. Этим пользуются большевики. Они национализируют промышленность, перераспределяют средства на нужды фронта, а весной 1919 года ПРОВОДЯТ ВСЕОБЩУЮ МОБИЛИЗАЦИЮ.
В марте 1918 года Россия выходит из Первой мировой войны. Условия Брестского мирного договора, подписанного с центральными державами, немыслимы: страна лишается Прибалтики, части Белоруссии, Украина становится независимым государством. Это территории, где проживает около 50 млн человек, находятся сотни заводов и фабрик, а ещё — выращивают почти половину всего российского зерна. Оппозиционная пресса не скупится на эпитеты: большевиков называют предателями Родины, а Брестский мир — похабным. Звучат призывы возобновить Учредительное собрание.

К концу весны 1918-го большевики настраивают против себя представителей самых разных социальных групп и партий: офицеров царской армии и казаков, буржуазию и крестьян, эсеров и меньшевиков. В МАЕ КОНФЛИКТ ПЕРЕХОДИТ В ГОРЯЧУЮ ФАЗУ — ВСПЫХИВАЕТ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.

Первые месяцы вооружённой борьбы для советской власти складываются обескураживающе: за красными остаются лишь центральные районы России и части Туркестана. Их противники — белые — контролируют север и юг страны, Урал, Сибирь, Поволжье и Дальний Восток. Антибольшевистские силы заручаются поддержкой недавних союзников России по Первой мировой — Великобритании, Франции, США, Японии.
Демонстрация рабочих в Твери. 1918
Имажинисты создают собственные издательства и открывают в Москве две книжные лавки. С почитателями своего таланта поэты встречаются в «Стойле Пегаса» — кафе в подвальном помещении дома №37 на Тверской улице. На выкрашенных в ультрамарин стенах — их портреты, нарисованные жёлтой краской. Над эстрадой крупными буквами выведено есенинское «Плюйся, ветер, охапками листьев, — Я такой же, как ты, хулиган». Это слово — «хулиган» — прочно приклеится к Сергею. А он и не против.

Написанное на стене Страстного монастыря похабное четверостишие — это их, имажинистов, рук дело. Они же сорвут таблички со столичных зданий, «переименовав» улицы в свою честь. Тверская станет улицей имажиниста Есенина, Петровка — табличку снимут не откуда-нибудь, а со здания Большого театра — улицей Мариенгофа, Большая Никитская — улицей Шершеневича. Имажинистов узнают прохожие, ими восхищаются мужчины, в них влюбляются женщины. Они — настоящие рок-звезды во времена, когда рок-н-ролл ещё даже не изобрели. Есенин — на пике славы. В этот момент в его жизни появляется Айседора Дункан.
Есенин ищет новый подход к творчеству. Он уходит от чёткого созвучия в окончании слов, рифмуя, по его словам, «обрывочно, коряво, легкокасательно»: по пущам — грядущего, изглодано — воронов.

Есенин в письме Иванову-Разумнику, май 1921 года:
«Я очень много изучал язык и к ужасу своему увидел, что ни Пушкин, ни все мы, в том числе и я, не умели писать стихов».

ИМАЖИНИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, В КОТОРОМ ЕСЕНИН, ПО СОБСТВЕННОМУ МНЕНИЮ, ДОСТИГАЕТ СОВЕРШЕНСТВА, — ПОЭМА «ПУГАЧЁВ». ОН БЕРЁТСЯ ЗА НЕЁ В КОНЦЕ 1920 ГОДА, КОГДА В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ БУШУЕТ ВОССТАНИЕ. Работает невероятно педантично: читает исторические книги о Крестьянской войне 1773−1775 годов, а весной 1921 года отправляется в путешествие по «пугачёвским» местам — Поволжью и Центральной Азии.

Меняется не только творчество Есенина — поэт и выглядит теперь иначе. Он снимает с себя крестьянскую одежду, в которой покорил Петроград. Отныне Есенин одевается как денди: носит модные, пошитые у лучших портных городские костюмы и лакированные башмаки.
С.А. Есенин. Фотография Н.И. Свищова-Паолы. Москва. 1919
Продразвёрстка. Кимры. Леонид Шокин
Непопулярные меры приводят к перелому в войне: КРАСНЫЕ ГРОМЯТ ПРОТИВНИКА И ПОСТЕПЕННО ЗАБИРАЮТ ПОД СВОЙ КОНТРОЛЬ ВСЁ БОЛЬШЕ ТЕРРИТОРИЙ.

Точку в противостоянии ставит Приморская операция: в октябре 1922 года большевики занимают Владивосток, а остатки белогвардейцев покидают страну.
Возглавляемый Львом Троцким Реввоенсовет устанавливает железную дисциплину в Красной армии: за любое неповиновение приказам наказывают, высшая мера — расстрел.

Проблему дефицита хлеба в городах коммунисты решают просто — изымают «излишки» у крестьян. Продовольственные отряды формируют из рабочих, солдат и сельских бедняков, одержимых идеей «отнять и поделить». С деревенскими жителями, которые не желают добровольно расставаться с запасами зерна, не церемонятся: аресты, избиения, расстрелы — разрешено абсолютно всё. Сельчане нередко дают отпор — льётся кровь. ПО РОССИИ ПРОКАТЫВАЕТСЯ ВОЛНА КРЕСТЬЯНСКИХ ВОССТАНИЙ: В 1918 ГОДУ БУНТУЮТ РЯЗАНСКИЕ СЁЛА, А В 1920 ГОДУ ПРОИСХОДИТ САМЫЙ КРУПНЫЙ МЯТЕЖ — В ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.
Во второй половине 1918 года Есенин знакомится с поэтами Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем. СКОРО ОНИ ТОЖЕ БУДУТ ВОЕВАТЬ — НА ФРОНТЕ ИСКУССТВА, а пока рассуждают о месте образа в поэзии. Постепенно из бесед и споров выкристаллизовывается идея нового литературного течения. Название для него предлагает Шершеневич — имажинизм. От французского image — образ. Метафоры и образы встречаются в творчестве любых поэтов, но именно имажинисты возводят их в абсолют: «руки галстуком», «хрустально-стеклянное вымя графина», «волос качнувшийся пузырь».
Теперь нужен скандал, чтобы об имажинистах узнали и заговорили. Заявлять о себе через провокацию вообще в традиции у русских авангардистов: манифест «Пощёчина общественному вкусу» в 1912 году прославил футуристов, когда те предложили «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».

В январе 1919 года в журнале «Сирена» выходит декларация имажинистов. «...издох футуризм. Давайте грянем дружнее: футуризму и футурью смерть», — пишут они. ЭТО НЕ ПРОСТО ПОЩЁЧИНА, ЭТО — ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ.

ПОЗЖЕ ИМАЖИНИСТЫ НАЧНУТ «ВСЕОБЩУЮ МОБИЛИЗАЦИЮ» СРЕДИ ПОЭТОВ, ХУДОЖНИКОВ, АКТЁРОВ — РАСКЛЕЯТ ПО МОСКВЕ ЛИСТОВКИ С ПРИЗЫВОМ ОБЪЕДИНИТЬСЯ ПРОТИВ ВСЕХ, КТО НЕ ПРИЗНАЁТ АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО.
С.А. Есенин, А.Б. Мариенгоф, А.Б. Кусиков, В.Г. Шершеневич. Москва. 1919

1918–1922

Международное сотрудничество «Залатая галава»

Места нет здесь мечтам и химерам,
Отшумела тех лет пора.
Всё курьеры, курьеры, курьеры,
Маклера, маклера, маклера…
От еврея и до китайца,
Проходимец и джентельмен —
Все в единой графе считаются
Одинаково — business man.

Отрывок из поэмы

(1923)

читает
Сергей Безруков

«Страна негодяев»

РАПАЛЛЬСКИЙ ДОГОВОР ЗАПУСКАЕТ ЦЕПНУЮ РЕАКЦИЮ. ЛИДЕРЫ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ ИЩУТ СБЛИЖЕНИЯ С МОСКВОЙ, ЧТОБЫ НЕ ОСТАТЬСЯ В СТОРОНЕ ОТ ИДУЩИХ В ЕВРОПЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
Кроме того, с Россией весьма выгодно торговать: население огромно, а экономика постепенно восстанавливается. В 1923 году СССР установит дипломатические отношения с восемью странами. К концу десятилетия их количество перевалит за два десятка. Позднее иностранные технологии и оборудование помогут Советскому Союзу провести индустриализацию.
Подписание договора в Рапалло становится шоком для остальных участников Генуэзской конференции. Своим политическим демаршем Москва и Берлин показывают, что не готовы мириться с отведённой им ролью европейских аутсайдеров и хотят самостоятельно определять внешнюю политику. Франция, Италия и Великобритания пытаются надавить — требуют отменить соглашение. Тщетно.
Ленин по-прежнему грезит идеей мировой социалистической революции. Стоящие во главе западных стран капиталисты и империалисты — классовые враги пролетариата. Европа и США отвечают взаимностью: большевистское правительство РСФСР они воспринимают как угрозу для международного порядка. Страна находится в дипломатическом вакууме. И всё же Советской России, обескровленной революцией и двумя войнами, в одиночку не выжить — для развития экономики нужны кредиты, инвестиции и технологии. А значит, приходится искать общий язык с идеологическими противниками.

10 апреля 1922 года в итальянском городе Генуя стартует конференция, где представители трёх десятков государств обсуждают послевоенное восстановление Европы. Один из важнейших вопросов — статус России и Германии — двух стран-изгоев. Большевики надеются, что участие в собрании поможет снять дипломатическую и экономическую изоляцию, однако всё идёт не по плану. Запад требует от советской стороны погасить долги царской России и выплатить компенсацию за национализированные иностранные предприятия и активы. Сумма превышает 10 млрд рублей. Народный комиссар по иностранным делам Георгий Чичерин платить отказывается.

16 апреля в городке Рапалло, близ Генуи, Россия и Германия втайне от остальных участников конференции подписывают двухсторонний договор. Дружественные дипломатические отношения, расширение экономических связей и отказ от взаимных территориальных и финансовых претензий — основные пункты этого документа. Сотрудничество между двумя странами продлится почти 20 лет, вплоть до начала Второй мировой войны.
Представители советской и немецкой сторон в Рапалло: Карл Йозеф Вирт, Леонид Красин, Георгий Чичерин и Адольф Иоффе
Эта отстранённость и холодность взаимны — заграница не принимает Есенина с распростёртыми объятиями. Это на родине он — великий русский поэт. На чужбине же Сергей в первую очередь русский муж великой Айседоры Дункан. Такое отношение чрезвычайно ранит самолюбие Есенина. Айседора, как может, старается приободрить супруга — договаривается о публикации сборников стихов, организует литературные вечера. Он читает свои произведения столь пылко и вдохновенно, что впечатляет даже слушателей, которые не понимают смысл произносимых слов. Есенину этого мало.

Он разочарован, тоскует по Родине, из-за этого много пьёт и дебоширит. Там же, за границей, Есенин начинает работу над своей самой мрачной поэмой — «Чёрный человек». Допишет он её осенью 1923 года, уже по возвращении в Россию, а последние изменения внесёт в ноябре 1925-го, незадолго до смерти.

Анатолий Мариенгоф, «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»:
«Есенин уехал с Пречистенки надломленным, а вернулся из своего свадебного путешествия по Европе и обеим Америкам безнадёжно сломанным».
ГЕРМАНИЯ, БЕЛЬГИЯ, ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ, США — РАЗНЫЕ ГОРОДА, РАЗНЫЕ ГОСТИНИЦЫ, РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ И ЛЮДИ — ЕСЕНИНУ ВЕЗДЕ ПЛОХО. ОН СКУЧАЕТ ПО РОССИИ, МОСКВЕ, ДРУЗЬЯМ И ПРИНЦИПИАЛЬНО ОТКАЗЫВАЕТСЯ УЧИТЬ ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.

В ноябре 1922 года в письме всё тому же Мариенгофу Сергей расскажет: «Кроме русского, никакого другого не признаю и держу себя так, что ежели кому-нибудь любопытно со мной поговорить, то пусть учится по-русски».
С.А. Есенин на пляже. Венеция. Лидо. 1922
С.А. Есенин и Айседора Дункан. Америка. 1922
Весной 1922 года Дункан приглашают на гастроли по Европе и США. Есенин ехать за границу не хочет, но соглашается — ради Айседоры. Впрочем, покинуть Россию непросто — нужно разрешение от властей. Чтобы его получить, необходимо узаконить отношения. Для поэта это второй официальный брак, для 44-летней танцовщицы — первый. Когда в загсе их спрашивают, какую фамилию они выбирают, оба отвечают: двойную — Дункан-Есенин.

Перед самым отъездом в Берлин Сергей пишет стихотворение с говорящим названием «Прощание с Мариенгофом». Это расставание не только с лучшим другом, но и во многом с собой, с привычной для себя жизнью. Есть в этом нечто пророческое — из-за границы Есенин вернётся, но прежним уже не будет.
В день своего 26-летия, 3 октября 1921 года, Есенин оказывается на вечеринке у театрального художника Георгия Якулова. Чуть позже там появляется и Айседора Дункан. О всемирно известной танцовщице, прибывшей в Россию из США, Сергей наслышан. Та очарована идеей всеобщего равенства, которую провозглашают большевики, и симпатизирует молодому пролетарскому государству. В Москву она приезжает по личному приглашению наркома просвещения Анатолия Луначарского, чтобы открыть здесь школу танцев для детей.

Есенин уже несколько раз просил друзей познакомить его с Дункан, но всё не получалось. И вот, наконец, они встречаются. Айседора знает не более десятка слов по-русски, Сергей не говорит по-английски, но этот вечер они проводят не отходя друг от друга. Американка лежит на диване, поэт — у её ног. Он читает ей стихи, она гладит его по густым кудрям и с сильным акцентом произносит: «За-ла-тая га-ла-ва». Из квартиры Якулова уже под утро Есенин и Дункан уезжают вместе.

Илья Шнейдер, «Встречи с Есениным»:
«Он читал мне свои стихи, — говорила мне в тот вечер Айседора, — я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал genie!»

1922–1923

НЭП

потерянный рай

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

(1924)

читает
Сергей Безруков

«Русь советская»

В начале 1920-х годов в СССР тяжёлый экономический и социальный кризис — две войны разорили страну. Политика «военного коммунизма» с продразвёрсткой и запретом свободной торговли помогла победить белых, но для мирной жизни не годится.

Чтобы не потерять поддержку рабочих и крестьян, большевики делают шаг назад. С 1921 года страна берёт курс на НЭП — новую экономическую политику, которая сочетает в себе элементы плановой и рыночной экономики. Власти по-прежнему контролируют крупную промышленность, банки и внешнюю торговлю, но в малом и среднем бизнесе разрешают частную инициативу. Продразвёрстка заменяется продовольственным налогом — теперь крестьяне сдают государству лишь определённую часть урожая, а излишки могут продавать на рынке. Зарплату рабочим вновь выдают деньгами, а не продуктами питания и товарами первой необходимости, как в годы Гражданской войны.

Это совсем не похоже на обещанную рабоче-крестьянскую утопию, но принятые меры хотя бы помогают преодолеть разруху. Вновь оживают ярмарки, лавки и кооперативы, в обиход возвращаются деньги. Для большевиков НЭП становится компромиссом: с одной стороны, у народа появляется стимул трудиться, с другой — партия сохраняет полный политический контроль.
С.А. Есенин. Париж. 1922
Сергей спешит выплеснуть на бумагу то, что живёт в его голове. Боится не успеть. В творчестве всё чаще звучат темы ухода, прощания, смерти: «Любимые, ну что ж! Ну что ж! / Я видел их и видел землю, / И эту гробовую дрожь / Как ласку новую приемлю…»

Друзья и родные пытаются его спасти. В ноябре 1925 года Есенин ложится на лечение в психиатрическую клинику. Месяц спустя, недолечившись, он сбегает из больницы и уезжает в Ленинград. Поселяется в номере 5 гостиницы «Англетер». В этом отеле и этом же номере он уже бывал — четыре года назад останавливался здесь с Айседорой Дункан. Но это было даже не в прошлой, а в позапрошлой жизни.
От есенинской послереволюционной эйфории не остаётся и следа. Сергей возвращается из-за границы не в «мужицкий рай», о котором грезил и который воспевал в «Инонии», а в страну, находящуюся в глубоком упадке. Поэт чувствует себя потерянным и обманутым. Хуже всего то, что обманул себя он сам.

Есенин по-прежнему много пьёт, случаются скандалы со знакомыми или посторонними людьми, нередко он пускает в ход кулаки. Сергея задерживают, доставляют в отделения милиции. За три года заводят семь уголовных дел. Протоколов о хулиганстве — ещё больше. В советской прессе начинается настоящая травля поэта. Это тяжело бьёт по нему.

Несмотря на это, Есенин вдохновенно и много пишет, выпускает сборники «Москва кабацкая», «Русь советская», «Страна советская», «О России и революции». В своём творчестве он отходит от популярных в то время литературных течений и подчёркивает: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт». Произведения цикла «Персидские мотивы», поэмы «Анна Снегина» и «Чёрный человек», стихотворения «Пушкину» и «Собаке Качалова» — одни из наиболее значительных в русской словесности. Параллельно поэт договаривается с Госиздатом о публикации трёхтомного собрания стихотворений за невероятные по тем временам деньги — 10 тыс. рублей.

Сергей Есенин в письме к Галине Бениславской, декабрь 1924 года:
«Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия. Путь мой, конечно, сейчас очень извилист. Но это прорыв».

1923–1925

Последний

поэт деревни

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

(1925)

читает
Сергей Безруков

«СПИТ КОВЫЛЬ»

С.А. Есенин. Москва. 1925
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
18 ДЕКАБРЯ В МОСКВЕ ОТКРЫВАЕТСЯ XIV СЪЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ. С ОТЧЁТОМ ВЫСТУПАЕТ ИОСИФ СТАЛИН И ОБЪЯВЛЯЕТ О НОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КУРСЕ: В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ СТРАНА ДОЛЖНА ПРЕВРАТИТЬСЯ ИЗ АГРАРНОЙ В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ. ПОДНИМАТЬ ТЯЖЁЛУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПЛАНИРУЕТСЯ «ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО».
В ИСТОРИЮ ЭТО СОБРАНИЕ БОЛЬШЕВИКОВ ВОЙДЁТ КАК «СЪЕЗД ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ».
СЪЕЗД ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЗАКОНЧИТСЯ 31 ДЕКАБРЯ 1925 ГОДА. В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ НА ВАГАНЬКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ В МОСКВЕ ПОХОРОНЯТ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.
Утром 28 декабря бездыханное тело поэта обнаружат в углу комнаты «Англетера», на трубе парового отопления.
В тот момент казалось, что проигравший гонку жеребёнок — образ русской деревни, чьё время безвозвратно уходит. В 1925-м вдруг выяснилось, что этот жеребёнок — сам Есенин.
В 1920 году во время поездки на Северный Кавказ Есенин написал поэму «Сорокоуст». В ней он рассказал о сцене, увиденной несколькими днями ранее, — о жеребёнке, скачущем по полю наперегонки с паровозом:

Декабрь 1925

ЛИТЕРАТУРА:
Над проектом работали:
© Информационное агентство ТАСС, 2025

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Даты в проекте до календарной реформы 1918 года указаны по старому стилю, после — по новому.
Читайте другие спецпроекты ТАСС на сайте.
  1. Ерошкин Н.П. Самодержавие накануне краха. — М.: Просвещение, 1975.
  2. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука; Голос, 1995–2002.
  3. История России, ХХ век. 1894−1939 гг. // под ред. Зубкова А.Б.. М. Астрель-АСТ, 2010.
  4. Ксенофонтов И.Н. Мир, которого хотели и который ненавидели. М.: Издательство политической литературы, 1991.
  5. Леонтьев Я.В. «Скифы» русской революции. Партия левых эсеров и её литературные попутчики. М.: АИРО-XXI, 2007.
  6. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. М.: ИМЛИ РАН, 2013.
  7. Мариенгоф А.Б. Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. М., Берлин: Директ-Медиа, 2020.
  8. Мариенгоф А.Б.: Роман без вранья. М.: Азбука, 2016.
  9. Поликовская Л.В. Есенин. М.: Вече, 2010.
  10. Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. СПб.: Вестник знания (В.В. Битнера), 1912.
  11. Скороходов М., Коломийцева Е. Убийство Сергея Есенина. М.: Яуза; Эксмо, 2010.
  12. Смерть Сергея Есенина: документы, факты, версии // под ред. Громова А.П., Плаката В.О. и др. М.: ИМЛИ РАН, 2003.
  13. Сталин И.В. Сочинения: в 16 т. Т.7. М.: Политиздат, 1947.
  14. Фёдоров В.А. История России. 1861–1917. Учебник 5-е изд., испр. М.: Юрайт, 2016.
  15. Ходасевич В.Ф. Некрополь. М.: Нобель Пресс, 2025.
  16. Шнейдер И.И. Встречи с Есениным. Воспоминания. М.: Советская Россия, 1974.
  17. Чернявский В. С. Три эпохи встреч (1915–1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. // под ред. Прокушева Ю.Л. М.: Московский рабочий, 1965.
  18. Эрлих В.И. Право на песнь // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1986.
  19. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. М.: Издательство МГУ, 1969.
В ПРОЕКТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТОГРАФИИ:

Фонды Московского государственного музея С.А. Есенина

Госкаталог/Муниципальное учреждение культуры музейно-выставочный комплекс "Волоколамский кремль»

Госкаталог/Санкт-Петербургское ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга», Леонид Шокин

Госкаталог/ГБУКДО города Москвы "Мультимедийный комплекс актуальных искусств», Моисей Наппельбаум, Владимир Пресняков

Госкаталог/ФГБУК "Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля»


Getty Images (Fine Art Images/Heritage Images, Pictures From History/Universal Images Group, Ann Ronan Pictures/Print Collector, Universal History Archive/Universal Images Group)
Wikimedia (V. Ulyanov (Lenin) and his People's Commissars, Bundesarchiv)

ТАСС выражает благодарность

за помощь в подготовке проекта:


Народному артисту РФ Сергею Безрукову

Директору Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Олегу Робинову

Доктору исторических наук, профессору МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущему специалисту Российского госархива социально-политической истории Ярославу Леонтьеву

Заведующей экскурсионным отделом Московского государственного музея С.А. Есенина Юлии Бурцевой

Кандидату филологических наук, старшему научному сотруднику ИМЛИ им. А.М. Горького РАН Максиму Скороходову

Автор идеи и текста: Ксения Пузикова
Дизайнер: Ирина Агеева
Иллюстратор: Владимир Дедов
Редактор инфографики: Карина Ершова
Бильд-редактор: Александра Бородинова
Шеф-редактор: Анастасия Околита
Арт-директор: Анастасия Мельникова
РОССИЯ И ЕСЕНИН
две судьбы
Есенин
и РОССИЯ
Судьба Сергея Есенина неразрывно связана с судьбой России. Поэт служил в Первую мировую, застал три революции, Гражданскую войну — и весь этот вихрь описал в стихах. Родина Есенина — не только «страна берёзового ситца», но и место, где за окном «звенит железное слово: Рре-эс-пу-у-ублика!».

О том, как история России отразилась в лирике поэта и повлияла на его жизнь, — в специальном проекте ТАСС и Московского государственного музея С.А. Есенина.

Нажми на «подсвеченные» слова и узнай больше о творчестве поэта

Какими словами Есенин описывал Родину

Ходынка

крестьянский сын

Рязанские поля,
Где мужики косили,
Где сеяли свой хлеб,
Была моя страна.

(1925)

Отрывок из стихотворения

читает
Сергей Безруков

«Мой путь»

Кровавое воскресенье подростковая революция

Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!

(1914)

читает
Сергей Безруков

«кузнец»

Последний

мирный год

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда — мать,
Кто людей как братьев любит
И готов за них страдать.

(1912)

читает
Сергей Безруков

«поэт»

МИРОВАЯ ВОЙНА

ПОЭТ-ПАТРИОТ

Понакаркали чёрные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озёр.

Отрывок из поэмы

(1914)

читает
Сергей Безруков

«РУСЬ»

ТРИУМФ БОЛЬШЕВИКОВ

ПЕВЕЦ РЕВОЛЮЦИИ

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встаёт иная степь.

(1917)

читает
Сергей Безруков

«О Русь, взмахни крылами…»

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

НА ФРОНТЕ ИСКУССТВА

Бедные, бедные крестьяне!
Вы, наверно, стали некрасивыми,
Так же боитесь Бога и болотных недр.
О, если б вы понимали,
Что сын ваш в России
Самый лучший поэт!

(1920)

читает
Сергей Безруков

«исповедь

хулигана»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

«ЗАЛАТАЯ ГАЛАВА»

Места нет здесь мечтам и химерам,
Отшумела тех лет пора.
Всё курьеры, курьеры, курьеры,
Маклера, маклера, маклера…
От еврея и до китайца,
Проходимец и джентельмен —
Все в единой графе считаются
Одинаково — business man.

Отрывок из поэмы

(1925)

читает
Сергей Безруков

«Страна негодяев»

НЭП

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Тот ураган прошёл. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.

(1924)

читает
Сергей Безруков

«РУСЬ СОВЕТСКАЯ»

Последний

поэт деревни

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

(1925)

читает
Сергей Безруков

«СПИТ КОВЫЛЬ»

С.А. Есенин. Москва. 1925
В тот момент казалось, что проигравший гонку жеребёнок — образ русской деревни, чьё время безвозвратно уходит. В 1925-м вдруг выяснилось, что этот жеребёнок — сам Есенин.

18 ДЕКАБРЯ В МОСКВЕ ОТКРЫВАЕТСЯ XIV СЪЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ. С ОТЧЁТОМ ВЫСТУПАЕТ ИОСИФ СТАЛИН И ОБЪЯВЛЯЕТ О НОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КУРСЕ: В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ СТРАНА ДОЛЖНА ПРЕВРАТИТЬСЯ ИЗ АГРАРНОЙ В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ. ПОДНИМАТЬ ТЯЖЁЛУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПЛАНИРУЕТСЯ «ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО».
В ИСТОРИЮ ЭТО СОБРАНИЕ БОЛЬШЕВИКОВ ВОЙДЁТ КАК «СЪЕЗД ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ».

Утром 28 декабря бездыханное тело поэта обнаружат в углу комнаты «Англетера», на трубе парового отопления.

СЪЕЗД ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ЗАКОНЧИТСЯ 31 ДЕКАБРЯ 1925 ГОДА. В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ НА ВАГАНЬКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ В МОСКВЕ ПОХОРОНЯТ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА.
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
В 1920 году во время поездки на Северный Кавказ Есенин написал поэму «Сорокоуст». В ней он рассказал о сцене, увиденной несколькими днями ранее, — о жеребёнке, скачущем по полю наперегонки с паровозом:

Декабрь 1925

© Информационное агентство ТАСС, 2025

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
ЛИТЕРАТУРА:
  1. Ерошкин Н.П. Самодержавие накануне краха. — М.: Просвещение, 1975.
  2. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. М.: Наука; Голос, 1995–2002.
  3. История России, ХХ век. 1894−1939 гг. // под ред. Зубкова А.Б.. М. Астрель-АСТ, 2010.
  4. Ксенофонтов И.Н. Мир, которого хотели и который ненавидели. М.: Издательство политической литературы, 1991.
  5. Леонтьев Я.В. «Скифы» русской революции. Партия левых эсеров и её литературные попутчики. М.: АИРО-XXI, 2007.
  6. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина: в 5 т. М.: ИМЛИ РАН, 2013.
  7. Мариенгоф А.Б. Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. М., Берлин: Директ-Медиа, 2020.
  8. Мариенгоф А.Б.: Роман без вранья. М.: Азбука, 2016.
  9. Поликовская Л.В. Есенин. М.: Вече, 2010.
  10. Рубакин Н.А. Россия в цифрах. Страна. Народ. Сословия. Классы. СПб.: Вестник знания (В.В. Битнера), 1912.
  11. Скороходов М., Коломийцева Е. Убийство Сергея Есенина. М.: Яуза; Эксмо, 2010.
  12. Смерть Сергея Есенина: документы, факты, версии // под ред. Громова А.П., Плаката В.О. и др. М.: ИМЛИ РАН, 2003.
  13. Сталин И.В. Сочинения: в 16 т. Т.7. М.: Политиздат, 1947.
  14. Фёдоров В.А. История России. 1861–1917. Учебник 5-е изд., испр. М.: Юрайт, 2016.
  15. Ходасевич В.Ф. Некрополь. М.: Нобель Пресс, 2025.
  16. Шнейдер И.И. Встречи с Есениным. Воспоминания. М.: Советская Россия, 1974.
  17. Чернявский В. С. Три эпохи встреч (1915–1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. // под ред. Прокушева Ю.Л. М.: Московский рабочий, 1965.
  18. Эрлих В.И. Право на песнь // С.А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1986.
  19. Юшин П.Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция. М.: Издательство МГУ, 1969.
В ПРОЕКТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ФОТОГРАФИИ:

Фонды Московского государственного музея С.А. Есенина

Госкаталог/Муниципальное учреждение культуры музейно-выставочный комплекс "Волоколамский кремль»

Госкаталог/Санкт-Петербургское ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга», Леонид Шокин

Госкаталог/ГБУКДО города Москвы "Мультимедийный комплекс актуальных искусств», Моисей Наппельбаум, Владимир Пресняков

Госкаталог/ФГБУК "Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля»


Getty Images (Fine Art Images/Heritage Images, Pictures From History/Universal Images Group, Ann Ronan Pictures/Print Collector, Universal History Archive/Universal Images Group)
Wikimedia (V. Ulyanov (Lenin) and his People's Commissars, Bundesarchiv)
Автор идеи и текста: Ксения Пузикова
Дизайнер: Ирина Агеева
Иллюстратор: Владимир Дедов
Редактор инфографики: Карина Ершова
Бильд-редактор: Александра Бородинова
Шеф-редактор: Анастасия Околита
Арт-директор: Анастасия Мельникова

Даты в проекте до календарной реформы 1918 года указаны по старому стилю, после — по новому.

ТАСС выражает благодарность
за помощь в подготовке проекта:

Народному артисту РФ Сергею Безрукову
Директору Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Олегу Робинову
Доктору исторических наук, профессору МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущему специалисту Российского госархива социально-политической истории Ярославу Леонтьеву
Заведующей экскурсионным отделом Московского государственного музея С.А. Есенина Юлии Бурцевой
Кандидату филологических наук, старшему научному сотруднику ИМЛИ им. А.М. Горького РАН Максиму Скороходову

Читайте другие спецпроекты ТАСС на сайте.
Над проектом работали:

как мы создавали инфографику

Для проекта мы собрали корпус текстов Сергея Есенина, включив в него его стихотворения и поэмы. Основой послужило Полное собрание сочинений Есенина в семи томах (1995–2002).

Наш проект посвящён судьбе поэта в контексте исторических событий его эпохи, поэтому мы вручную отобрали произведения, где тема родины играет ключевую роль или хотя бы косвенно упоминается. В итоговую выборку вошло более 250 произведений, включая такие известные, как «Русь», «Гой ты, Русь, моя родная» и «Я покинул родимый дом...».

С помощью Python-библиотек pymorphy3 и nltk мы обработали тексты и выделили топ-150 существительных, наиболее часто встречающихся в творчестве Есенина. Для каждого слова подсчитали частотность, а чтобы результаты были релевантными, использовали стоп-лист — исключили местоимения, предлоги, союзы, частицы и другие служебные слова.

В получившейся визуализации частота слов передаётся их размером: чем крупнее слово, тем чаще оно встречается в текстах. Самым частотным оказалось слово «песня», а наименее частотным — «свист».

Для ключевых слов мы дополнительно подготовили контекст употребления, который можно увидеть при нажатии на соответствующее слово в облаке.

Как мы создавали инфографику

Для проекта мы собрали корпус текстов Сергея Есенина, включив в него его стихотворения и поэмы. Основой послужило Полное собрание сочинений Есенина в семи томах (1995–2002).

Наш проект посвящён судьбе поэта в контексте исторических событий его эпохи, поэтому мы вручную отобрали произведения, где тема родины играет ключевую роль или хотя бы косвенно упоминается. В итоговую выборку вошло более 250 произведений, включая такие известные, как «Русь», «Гой ты, Русь, моя родная» и «Я покинул родимый дом...».

С помощью Python-библиотек pymorphy3 и nltk мы обработали тексты и выделили топ-150 существительных, наиболее часто встречающихся в творчестве Есенина. Для каждого слова подсчитали частотность, а чтобы результаты были релевантными, использовали стоп-лист — исключили местоимения, предлоги, союзы, частицы и другие служебные слова.

В получившейся визуализации частота слов передаётся их размером: чем крупнее слово, тем чаще оно встречается в текстах. Самым частотным оказалось слово «песня», а наименее частотным — «свист».

Для ключевых слов мы дополнительно подготовили контекст употребления, который можно увидеть при нажатии на соответствующее слово в облаке.