27 ИЮЛ, 14:40

"Вторичность спорта и погоня за толерантностью". Авербух о церемонии открытия Игр в Париже

Церемония открытия Игр-2024 отметилась несколькими казусными ситуациями

ПАРИЖ, 27 июля. /ТАСС/. Церемония открытия Олимпийских игр – ключевое мероприятие, к которому приковывается самое пристальное внимание. Помимо творческой составляющей организаторы стараются представить миру все, чем по праву может гордиться их страна, и, конечно же, соблюсти протокол, отработанный годами.

Один из самых известных российских режиссеров-постановщиков Илья Авербух в беседе с ТАСС сообщил, что творческие находки у французов, конечно же, были, но в большей степени произошедшее в Париже его разочаровало. Авербух работал над церемониями открытия и закрытия зимней Универсиады в Красноярске, чемпионата мира по футболу, гала-шоу, посвященному 800-летию Нижнего Новгорода, получившего награду как лучшее событие года в жанре театрально-зрелищных мероприятий и многих других.

Об ориентирах

Мне как человеку из этой индустрии это, безусловно, интересно. Франция всегда была одним из хедлайнеров, задающих направление. Их церемония открытия в Альбервиле остается для меня некой "настольной книгой" - море креативных решений, море интересных идей, которые на долгие годы вперед дают пищу для тех, кто работает в этом жанре. Так происходит на каждой церемонии открытия. Конечно, в этом плане хочется еще раз вспомнить про потрясающую церемонию открытия нашей зимней Олимпиады в Сочи. Считаю, что это абсолютно шаг вперед на многие десятилетия. Вспомним ту же Олимпиаду-1980 - мы до сих пор вспоминаем нашего Мишку, потому что настолько это было крутое решение.

Олимпиада или фестиваль?

Были ли найдены креативные решения? Решение провести церемонию в другом пространстве, безусловно, это новаторство, правда это было не впервые. Но с точки зрения больших церемоний, это так. В частности, подобным образом открывались юношеские Олимпийские игры. Было интересно смотреть, как все это происходит внутри города.

Были и вещи, которые, на мой взгляд, все-таки терялись с отсутствием единого пространства - такого, каковым является стадион. Из-за этого все стало немножко напоминать очень яркий, красивый, но фестиваль, в котором потерялась суть. Олимпиада - это все-таки в первую очередь спортивное мероприятие, объединяющее континенты, людей, приехавших соревноваться. Было такое ощущение, что спорт был даже не вторичен, а третичен на всем этом плане.

Также были дико перетянутые речи организаторов. С каким-то самолюбованием стоящих и по двадцать минут говорящих. На мой взгляд, в таких церемониях, где есть темпоритм, где миллиарды людей смотрят на это действие, это просто недопустимый эгоизм.

Дьявол в мелочах

Уличное пространство невозможно объединить цветовым решением, поэтому картинка временами выглядела неопрятной. Не было ощущения, что все продумано до миллиметра, как это происходит на больших форумах, когда команда телетрансляции знает посекундно, когда и что брать. Когда певица пела на плывущем острове, мы на одном плане залитой водой камеры держались минуты полторы, пока нас не переключили. Потом вернули картинку на спешно протертую камеру. Такие вещи вызывают непонимание и улыбку.

Бросались в глаза и какие-то мелочи. Например, игра в реальность на парковке. Это здорово, но парковку то можно было хотя бы покрасить, чтобы не было видно не прокрашенного куска разметки? Такие вещи тоже, на мой взгляд, должны, учитываться.

Конечно, организаторы переживали, что погода подпортит картину, но на это влиять невозможно. Так или иначе, погода, конечно, все равно не добавляла праздника и внесла свои коррективы.

Погоня за толерантностью

Конечно, это дело вкуса, но меня дико выбивала эта погоня за толерантностью. Мне лично было неприятно смотреть на ряд персонажей. Это все-таки история мирового масштаба, и смотрят ее люди разных культур, разных вероисповеданий, разного отношения, в том числе, и к семейным ценностям. Организаторы делают это не для себя и для своей страны, в которой они вправе выбирать свое направление, поэтому должны учитывать это и уважать культуры и религии других людей.

Есть такой замечательный французский фильм "Эйфория". Суть его в том, что один из гостей на вечеринке в общий посуду, откуда гости наливали себе напиток, подсыпал запрещенных веществ. А дальше началась эйфория и вакханалия. Фильм талантливый, но смотреть его крайне неприятно. Я бы сравнил эту церемонию с этим фильмом. Талантливо, а смотреть неприятно.

Слишком активная атака западных ценностей. Лично мне она мешала смотреть и подключаться даже несмотря на то, что, хореография была высочайшего уровня и ряд решений были очень интересными. Были, конечно, и абсолютно дежурные вещи, которые сопровождали парад.

Я понимаю, что организаторы очень старались "победить" парад (парад спортсменов, - прим. ТАСС) – он всегда считается самым тяжелым в церемонии. Как сделать так, чтобы это длинное действо, занимающее там около полутора часов, держало аудиторию? Здесь надо отдать должное, были идеи. Парад слегка прерывался различными активностями. Это было очень оригинально и интересно. Но лодки были просто лодки, ни одним элементом они не были объединены между собой.

Присутствовало общее ощущение перетянутости номеров – это, возможно, было связано с тем, что движение по реке вносило свои коррективы. Но так или иначе церемония все время разваливалась по темпоритму.

Позаимствовать нечего

Действо, в которые вложены миллиарды и миллиарды долларов, не может быть просто ровным. Но если брать глобально, то меня скорее эта церемония разочаровала. Я, в отличие от той же альбервильской Олимпиады, не вижу, что здесь можно взять на вооружение и сказать – "мы сделаем, как у французов". В общем, для меня наша Олимпиада в Сочи, сделанная под руководством Константина Эрнста, остается безусловно лучшей.

Читать на tass.ru
Теги