Проект "Стратегии-2030" допускает изменение лимита и финансовый fair-play в РФПЛ
ТАСС приводит основные положения документа Российского футбольного союза
МОСКВА, 7 апреля. /ТАСС/. Конференция Российского футбольного союза (РФС) в субботу рассмотрит новую редакцию проекта "Стратегии развития футбола в Российской Федерации на период до 2030 года", который был разработан в соответствии с поручениями президента РФ по итогам совместного заседания Совета по развитию физической культуры и спорта и наблюдательного совета оргкомитета "Россия-2018" 8 декабря 2015 года. ТАСС приводит основные положения документа.
Лимит
Как говорится в проекте "Стратегии-2030", который оказался в распоряжении ТАСС, в настоящий момент заметно доминирование в расходных бюджетах профессиональных клубов трат на заработные платы игроков, уровень которых зачастую "не адекватен их профессиональным качествам". Также в проекте отмечается, что в российском профессиональном футболе наблюдается "искаженная конкуренция на рынке труда", очевидны сложности с отбором наиболее талантливых игроков и со стартом карьер молодых футболистов. В связи с этим авторы документа предлагают принять ряд мер: в частности, в кратко- и среднесрочном периодах рассмотреть вопрос о переходе от лимита на поле по схеме "6+5" к лимиту в заявке по схеме "10+15" в РФПЛ, а к 2030 году произвести полную замену количественного лимита на легионеров качественными требованиями и требованиями по молодежи и выпускникам национальной системы подготовки.
При этом в проекте отмечается, что нынешние лимитные ограничения в российском профессиональном футболе не позволяют "оптимально создать внутрикомандную конкуренцию за позиции на поле" и оказывают "негативное влияние на уровень мотивации взрослых игроков и возможности по развитию молодых игроков".
Лимит по схеме "6+5", действующий в РФПЛ сейчас, предполагает, что на поле во время матча в составе команды могут одновременно находиться не более шести иностранных игроков. Лимит "10+15" предусматривает, что клубы не смогут заявлять на сезон более 10 иностранных футболистов, однако их число на поле ограничено не будет.
Другая примечательная мера из проекта "Стратегии-2030", направленная на развитие российского профессионального футбола, - введение для клубов РФПЛ требований по обязательному включению в сезонные заявки четырех игроков из собственной академии и четырех игроков из национальной системы подготовки.
Fair-play для всех
Согласно проекту, РФПЛ должна состоять из клубов, "способных создавать ценность продукта", а именно - иметь гарантии инвестора, обладать инфраструктурой соответствующего уровня, иметь план развития на перспективу. В проекте "Стратегии-2030" отмечается, что подобные критерии должны стать основной лицензионных требований лиги, и одной из возможных мер может являться распространение адаптированных правил финансового "фэйр- плей" не только для клубов - участников еврокубков, но и для всех клубов РФПЛ.
Финансовый fair-play действует в соревнованиях, проводящихся под эгидой Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) - в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Основное правило финансового fair-play - клубы не должны тратить больше, чем они зарабатывают. В 2015 году за нарушение правил из Лиги Европы было исключено московское "Динамо", основной претензией УЕФА было превышение рыночной стоимости контракта, заключенного между "Динамо" и банком ВТБ, который по факту являлся владельцем клуба. Убытки клуба в период с 2012 по 2014 год составили €302 млн.
Сокращение РФПЛ допускается
Как ранее ТАСС сообщил вице-премьер РФ, президент РФС Виталий Мутко, сокращение числа участников чемпионата РФПЛ пока не планируется. При этом авторы проекта "Стратегии-2030" сочли целесообразным допустить возможное временное сокращение состава участников лиги в связи со сложностями с финансированием профессионального футбола и неудовлетворительным состоянием клубной инфраструктуры. Тем не менее, как говорится в документе, в оптимальном формате чемпионат РФПЛ может состоять из 18 команд.
Сейчас в первенстве РФПЛ выступают 16 клубов.
Рейтинг УЕФА
Как говорится в документе, пятую строчку в таблице коэффициентов УЕФА Россия должна удерживать с 2021 года и минимум до 2030 года. Сейчас Россия занимает в данном рейтинге, определяющим представительство стран в еврокубках, шестое место.
Задачи касательно места сборной России в рейтинге Международной федерации футбола (ФИФА) в новой редакции проекта "Стратегии-2030" не обозначены. При этом в старой редакции проекта "Стратегии-2030", которая была представлена на конференции РФС 24 сентября 2016 года, отмечалось, что сборная России должна войти в топ-10 рейтинга ФИФА. В актуальном рейтинге российская сборная занимает 61-е место.
Зато новый проект ставит амбициозные задачи перед молодежной и юношескими сборными относительно их участия в крупных турнирах. Так, случаи участия команд в финальных стадиях чемпионатов мира и Европы, Олимпийских игр должны к 2030 году возрасти с 20 до 80 процентов.
Нет целей на домашний чемпионат мира
В проекте "Стратегии-2030" отмечается, что в "футболе невозможно гарантировать успех национальной команды", поэтому в рамках подготовки и проведения чемпионата мира - 2018 имеет смысл обозначить такие цели, как рост популярности футбола в России вне зависимости от результата сборной, а также "объединение страны вокруг мотивированной сборной России".
В качестве одной из стратегических задач в проекте "Стратегии-2030" значится реализация плана подготовки национальной команды к чемпионату мира - 2018, подробности которого не приводятся. Матчи чемпионата мира пройдут с 14 июня по 15 июля 2018 года в 11 городах России.
Независимое финансирование судейства
В документе подчеркивается, что сейчас в российском футболе остро стоит проблема независимости решений арбитров как на поле, так и в части организации судейского сообщества. Как отмечается в документе, для решения данной проблемы необходимо обеспечить независимость в вопросах финансирования судейства, невозможность совмещения работы действующим арбитром или инспектором с административными должностями в органах управления футболом, формирование независимой профильно-экспертной комиссии, рассмотрение спорных моментов судейства в исключительно дистанционном режиме, без коллегиального обсуждения и с анонимным голосованием.
Расширение представительства на международной арене
В проекте "Стратегии-2030" говорится о необходимости расширения представительства России в органах ФИФА и УЕФА, активного участия России в формировании системы международного регулирования развития футбола, участия в максимально возможном количестве проектов ФИФА и УЕФА, укрепления двусторонних связей с национальными футбольными федерациями.
Как отмечается в документе, стратегическая задача по формированию и активному продвижению интересов российского футбола на международной арене, в частности, должна найти отражение в проведении в России крупных международных мероприятий - чемпионатов мира и Европы, Олимпийских игр, финалов Лиги чемпионов, Лиги Европы, матчей за Суперкубок УЕФА.
В 2017 году в России пройдет Кубок конфедераций по футболу, в 2018 году - чемпионат мира, в 2020 году - матчи чемпионата Европы. Финалы еврокубков, как ранее сообщил ТАСС заместитель генерального секретаря УЕФА Джорджо Маркетти, в России можно будет проводить только после сезона-2018/19.
Замещение госфинансирования
Как отмечается в проекте "Стратегии-2030", для решения задачи необходимо создать условия для привлечения в футбол дополнительного частного капитала, постепенно снизить нагрузки на государственный и муниципальный бюджеты за счет пропорционального замещения объемов финансирования клубов из средств частного капитала, разработать программу финансового стимулирования частных вложений в футбол.
Программа финансового стимулирования, как говорится в документе, должна быть согласована с уполномоченными министерствами и включать список поправок в действующее законодательство, направленных на создание условий, позволяющим лигам и клубам зарабатывать самостоятельно, а также на предоставление налоговых льгот, преференций и прочих стимулирующих механизмов частных компаниям, оказывающим финансовую поддержку футбольным структурам. Кроме того, программа должна включать налоговые льготы организациям, занимающимся обслуживанием и эксплуатацией объектов спортивной инфраструктуры.