Смешанные боевые единоборства, или, как их называют во всем мире, ММА, становятся все популярнее. Постепенно перед идеологами этого вида спорта встал вопрос: как наладить бойцовский конвейер, выпуская чемпионский продукт, и научить этому весь мир? В 2017 году руководство главной лиги мира, Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC), решило заняться этим вопросом вплотную и открыло институт для подготовки бойцов — UFC Performance Institute. Одним из его создателей является российский спортивный физиолог, доктор наук Роман Фомин.
Россия — один из важных игроков на рынке ММА. В настоящее время в стране работает большое количество тренировочных залов, организаций, еще больше — бойцов. Российские бойцы занимают не последние позиции в ведущих мировых организациях, в том числе — в UFC. Чемпионом этой организации является Хабиб Нурмагомедов, который недавно провел первую успешную защиту титула в бою с ирландцем Конором Макгрегором. В финале Гран-при Bellator в январе будет биться легендарный Федор Емельяненко. Еще один россиянин — Магомед Магомедкеримов — вышел в финал престижного Гран-при PFL с призовым фондом $1 млн.
"Работаем не переставая"
"Официально институт открылся в мае 2017 года в Лас-Вегасе. С того момента мы работаем не переставая", — рассказал Фомин, являющийся директором UFC Performance Institute по спортивной науке.
Параллельно Фомин сотрудничает с большим количеством спортсменов, в том числе с олимпийским чемпионом и бывшим чемпионом мира по боксу Александром Поветкиным. Также россиянин работает с бывшим чемпионом организации Bellator Александром Волковым, бойцом UFC Яной Куницкой и другими.
Создание огромного центра площадью более 20 тыс. кв. м стоило UFC порядка $14–15 млн. UFC Performance Institute считается первым в мире многофункциональным специализированным центром по подготовке спортсменов в ММА. Проходить на базе института обучение может любой желающий, хотя его стоимость впечатляет — $150 в день.
Бойцы практически круглосуточно находятся под наблюдением специалистов, от физиологов до диетологов. "ММА семимильными шагами идет вперед, — отметил Фомин. — Наша задача — ускорить эволюцию смешанных единоборств и направить ее по верному пути. Из ММА мы делаем полноценный вид спорта. Нам недостаточно, чтобы наши спортсмены просто выступали, нам нужно видеть в качестве результата зрелищные бои с высоким уровнем тактической, психологической и физической подготовки участников".
Ноу-хау доктора Фомина
В институте приводят в порядок физическую форму бойца и развивают возможности его организма. "Мы занимается вопросом физических возможностей, работа над тактикой и техникой — это задача тренерского штаба. Но мы узнаем планы тренеров, потому что от них зависят те настройки, которые мы сделаем у бойца", — рассказал Фомин. "Допустим, большому парню с мышцами, к примеру Фрэнсису Нганну, необходимо повышать выносливость. А кому-то, наоборот, силу", — уточнил специалист.
Вместе с командой Фомин проводит диагностику, выявляя у спортсмена более сильные и слабые компоненты и впоследствии развивая отстающие звенья. Первым полноценным "продуктом" UFC Performance Institute стал действующий чемпион в наилегчайшем весе, олимпийский чемпион по борьбе Генри Сехудо. Недавно он уверенно победил Деметриуса Джонсона, который не отдавал никому чемпионский пояс с 2012 года.
Благодаря запатентованной технологии специалисты института могут дистанционно следить за подготовкой бойца, сверяя в специальном приложении данные и показатели организма спортсмена. Ежедневно показатели появляются в облачном сервисе iCloud, а специалист дает ту или иную рекомендацию бойцу по режиму и степени нагрузок.
Именно в этом и состоит идея Фомина. Доктор придумал термин "окно тренируемости". Разработанный им научный подход позволяет оценить, когда у спортсмена открыто так называемое окно (наиболее благоприятный период) для тренировки выносливости, когда — силы, а когда — специальных упражнений по ударной технике или борьбе.
"Надо жить в своем весе"
Доктор Фомин очень негативно реагирует на вопрос сгонки веса, который очень популярен среди бойцов. Спортсмен в ММА должен уложиться в необходимые границы весовой категории в преддверии поединка. Некоторые из бойцов теряют по 15–20 кг за короткий промежуток времени, были даже случаи с летальными исходами.
"Чтобы сделать требуемый вес, недостаточно просто снизить объем потребления еды. Есть меньше или применять какие-то чудесные методы, называемые весогонкой, — это не работает. Надо жить в своем нормальном весе, в нем же и сражаться, может быть, сгонять до 3–5%", — рекомендует Фомин.
В институте планируют и контролируют рацион спортсмена, на месте есть все необходимое, в том числе и столовая. Используют также и специальное спортивное питание. По словам Фомина, все оно проверяется на содержание препаратов, запрещенных к употреблению Американским антидопинговым агентством (USADA). При этом бойцам в категоричной форме не рекомендуется использовать весогонку.
Боец ММА в отличие от бодибилдера вполне может драться и побеждать без ярко выраженного мышечного рельефа и так называемых кубиков на прессе. "Кубики совершенно необязательны для ММА. Но за любое движение ваш организм платит, и без "кубиков" человеку придется платить больше, потому что это дополнительная масса, которую нужно таскать по клетке или по рингу", — подчеркнул Фомин.
Директор также отметил, что и в будущем средний возраст бойцов увеличится, а 40-летние спортсмены станут нормой. Сейчас же Федора Емельяненко, Алексея Олейника, да и многих других, кому уже за 40 лет, называют за глаза престарелыми бойцами.
Институт UFC готов сотрудничать с коллегами из России
В этом году сотрудники института опубликовали научный труд, посвященный результатам исследования бойцов экстра-класса на протяжении 12 месяцев (A Cross-Sectional Performance Analysis and Projection of the UFC Athlete). На данный момент ими проведены тестирования более 300 бойцов ММА.
Сообщество ММА назвало исследование уникальным. Благодаря ему каждый начинающий боец может сравнить себя с ведущими спортсменами, а также оценить свой текущий уровень и компоненты, в которых ему нужно прибавить, чтобы достичь наивысших показателей.
В будущем специалисты института планируют открыть филиал в России и готовы сотрудничать с российскими коллегами, в частности из Олимпийского комитета России.
Игорь Лазорин