Чуждая российскому спорту игра под названием американский футбол раз в год привлекает внимание даже тех, кто ее ни разу не видел. Происходит это в первое воскресенье февраля — в день финала Национальной футбольной лиги (НФЛ), который носит название Супербоул. И носит не просто так: по многим показателям матч является одним из самых популярных и, следовательно, коммерчески привлекательных событий в мире спорта.
Спортивный хит
Рейтинг Супербоула обычно колеблется в районе 45% при доле от включенных телевизоров выше 70%. Подобных показателей не имеет ни одно спортивное событие в мире. Для сравнения: рейтинг матча плей-офф чемпионата мира по футболу между сборными России и Испании, в котором команда Станислава Черчесова добилась исторического результата, составил 21%, что сейчас является рекордом для спортивных трансляций на российском телевидении. Но даже на территории США другие виды спорта и близко не могут подобраться к американскому футболу. Взять, к примеру, хоккей, где цифры говорят красноречиво: телевизионная аудитория Супербоула превышает суммарный зрительский интерес к финалу Кубка Стэнли за десять лет.
Рейтинги нынешнего Супербоула еще не публиковались, однако нет сомнений, что показатель вновь перевалит за 100 млн. Даже несмотря на то, что встреча между "Нью-Ингленд Пэтриотс" и "Сиэтл Сихокс" получилась самой нерезультативной за 53-летнюю историю проведения решающих матчей НФЛ (13:3) — минимум очков, минимум результативных действий, минимум драйва. Но только на площадке — вокруг матча все, как обычно, было обставлено на высшем уровне.
Победу, к слову, одержали "Пэтриотс", для которых этот успех оказался уже шестым за последние 18 лет. И все шесть лет свою команду к победе вел Том Брэди, ставший самым титулованным игроком в американском футболе. 41-летний спортсмен играет на позиции квотербека, в чьи обязанности входит выбор тактики на розыгрыш и начало атак. Однако это не самое главное, что надо знать об этом футболисте. Для людей, не знакомых с заокеанской игрой, гораздо интереснее, что он является мужем Жизель Бюндхен — бразильской модели, разумеется, с приставкой "супер". Свою карьеру бразильянка закончила во время церемонии открытия Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро. На этот раз, похоже, пришло время уходить на покой и Брэди.
Больше, чем игра
Во время просмотра Супербоула может сложиться впечатление, что сама игра имеет второстепенное значение: по ходу четырехчасового действа футболу отведены только 60 минут чистого игрового времени. Остальное — шоу. Супербоул за последние годы в США стал своеобразным национальным праздником, и размах у него соответствующий.
Нынешний прошел на стадионе "Мерседес-Бенц Стэдиум" стоимостью $1,5 млрд. Арены в Атланте в день игры посетило 70 тыс. зрителей, при том что цены на билеты начинались от $3 тыс. Гимн США — неотъемлемую часть программы — исполнила 74-летняя обладательница семи премий Grammy Глэдис Найт. А приглашенные для выступления в перерыве матча группа Maroon 5 и рэп-исполнители Биг Бой и Трэвис Скотт не получили гонорара за свое выступление, если таковым, конечно, не считать саму возможность выступить на столь грандиозном мероприятии.
Основной вещатель матча CBS вел трансляцию со 115 камер, в том числе поддерживающих разрешение 8K. И причина таких вложений в технику понятна — цена на 30-секундный рекламный ролик во время Супербоула превышала $5 млн.
Приобщилось к финалу НФЛ даже самое популярное в мире изображение куриного яйца, которое приобрело известность благодаря флэшмобу создателя аккаунта world_record_egg в Instagram. Изначально целью акции было превзойти достижение американской модели Кайли Дженнер, чье фото с новорожденной дочерью собрало рекордные 18 млн лайков. Что, в конечном итоге, и было достигнуто.
Однако история получила продолжение: 19 января в аккаунте появилось новое изображение яйца, но уже с небольшой трещиной на скорлупе. И два последующих снимка показывали, что чем меньше оставалось времени до начала Супербоула, тем больше становилось повреждение. В итоге спасти от погибели яйцо, "лайк" под которым к тому моменту поставили уже более 52 млн человек, помогла шнуровка, появление которой сделало его похожим на мяч для американского футбола.
Заказчиком акции выступил один из стриминговых сервисов, который таким образом решил переманить аудиторию Супербоуола.
Популярность решающего матча НФЛ набирает обороты и за пределами США. В нынешнем году его транслировали более чем в 100 странах мира, где за игрой, по предварительным оценкам, могли следить до 50 млн человек. По этому показателю Супербоул лишь немного уступает самому рейтинговому спортивному событию — финалу Лиги чемпионов. И если тенденция продолжится, есть все предпосылки к тому, что и здесь он выйдет на первое место. Но для этого американскому футболу еще предстоит побороться за популярность в Европе и Латинской Америке, где лидирующие позиции занимает классический футбол.
Артем Кузнецов