Экспериментальный многоразовый космический корабль IXV. Досье
Технологии IXV станут основой для создания перспективного европейского транспортного многоразового корабля PRIDE-ISV
ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. IXV (Intermediate eXperimental Vehicle - "Промежуточный экспериментальный аппарат") - экспериментальный беспилотный суборбитальный космический корабль многоразового использования. Создавался с 2005 г. Европейским космическим агентством (ESA; Париж) при участии национальных космических ведомств - французского Национального центра космических исследований (CNES; Париж), Итальянского космического агентства (ASI, Рим), Германского центра авиации и космонавтики (DLR; Кельн), Европейского центра космических исследований и технологий (STEC; Нордвейк, Нидерланды). Работы велись в рамках европейской программы FLPP (Future Launchers Preparatory Programme) для отработки технологий, которые будут использоваться в перспективных космических аппаратах многоразового использования. Стоимость проекта - 150 млн евро.
Вес корабля составляет 1,9 т, длина - 5 м, высота - 1,5 м, ширина - 2,2 м. Максимальная скорость - 7,7 км в секунду (при входе в плотные слои атмосферы), дальность полета - 7,5 тыс. км. Оснащен подъемным разгонным блоком, подобным первой ступени ракеты, многоступенчатой парашютной и надувной системами для приводнения в акватории мирового океана. Корпус корабля защищен керамическими тепловыми оболочками, а также панелями из углеводородного волокна и армированного полимера. IXV может осуществлять управляемый спуск и посадку с помощью закрылок и небольших ракетных двигателей.
В июне 2013 г. в Италии были проведены испытания парашютной системы IXV. С помощью вертолета корабль был поднят на высоту около 3 км и сброшен над Средиземным морем.
Первый демонстрационный полет IXV запланирован на 11 февраля 2015 г.
Технологии IXV станут основой для создания перспективного европейского транспортного многоразового корабля PRIDE-ISV (Program for Reusable In-orbit Demonstrator in Europe - Innovative Space Vehicle).
В настоящее время только США и Россия обладают опытом создания многоразовых космических кораблей. В США были разработаны пилотируемые корабли типа Space Shuttle (эксплуатировались в 1972-2011 гг.), беспилотный экспериментальный орбитальный самолет X-37 (совершил три полета в 2010, 2011 и 2012 гг.). В СССР и России создан "Буран" (совершил единственный полет в 1988 г.), разрабатывались такие проекты, как "Спираль" (в 1960-х гг.), Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС; в 1980-е гг.), "Клипер" (в начале 2000-х гг.).