Святочные традиции: пиво, баня и гадания
Почему на Святки "программировали" свою жизнь, общались с потусторонним миром и веселились, рассказал руководитель отдела этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов
Рождественские праздники, длящиеся 12 дней, в старину имели исключительное значение: это был период Святок, за который нужно было успеть "запрограммировать" свою жизнь в новом году, пообщаться не только со знакомыми и незнакомыми, но и с потусторонним миром, узнав свое будущее и предприняв меры к его улучшению. Способы для этого выбирали самые разные — от непосредственного контакта с нечистой силой при гадании до «правильной» еды и рассказывания волшебных сказок. Главное условие: в эти праздники ни в коем случае нельзя уклоняться от веселья и вести себя, как обычно, потому что так можно навлечь неприятности не только на себя, но и на все окружающее.
"Святые" и "страшные" вечера
Святки объединяют три праздника: Новый год (Васильев день), Рождество Христово и Крещение Господне. Христианская традиция связана в этих праздниках с более древней — языческой, которая считала этот период началом нового сельскохозяйственного года после зимнего солнцестояния 22 декабря. Вечера от Рождества до наступления Нового года назывались "святыми", а от Нового года до Крещенского сочельника — "страшными": считалось, что в это время нечистая сила обладает особым могуществом.
— В славянской традиции эти двенадцать дней — своего рода безвременье: старый год уходит, новый еще только вступает в свои права, — поясняет руководитель отдела этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов. — Само слово "праздник" происходит от "праздный", "порожний", то есть, это пустота. И это время солнцеворота, когда только что прошла самая длинная ночь в году, люди не были уверены, наступит ли заново весна, лето, все ли будет хорошо, и поэтому они предпринимали различные обрядовые действия, чтобы гарантировать продолжение смены сезонов.
К Рождеству готовились основательно: проводили генеральную уборку дома, иногда даже с побелкой, варили хмельное и травяное пиво, а в сочельник старались закончить все работы к обеду, после которого до наступления темноты следовало успеть в баню. Строгий пост соблюдали до первой звезды, особенно следовали этому пожилые люди. В сочельник ели скоромную (не постную — прим. ТАСС) пищу, в том числе кутью. До ужина проводили обряд "выкликания" мороза: его следовало непременно угостить, чтобы он не рассердился и не пришел весной погубить урожай.
— Любой обряд этих дней сакрален, он символизирует то, что было раньше, в начале времен, — говорит Баранов. — Отсюда поверье: как встретишь Новый год, таким он и будет, это очень архаичное представление.
Новый год встречали все вместе, чтобы быть вместе целый год, считали деньги, чтобы было много денег, ворошили зерно, чтобы было много хлеба, мужчины собирали свои инструменты, а женщины утварь, чтобы всего этого было много. Любой твой жест, любое твое слово могут материализоваться, овеществиться, потому что это особое время
В Рождество обязательно надевали новую одежду, пусть и недорогую. Во многих местностях в сочельник было принято стелить на стол солому — она была элементом поминального убранства и в праздник должна была обеспечить связь с миром предков. Зажигали свечи.
По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, а со стола до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, оставляя все это для "гостей" из мира предков. На ложках, которыми ели в этот вечер, гадали о судьбе каждого из членов семьи. После ужина ложились спать пораньше.
Молодежный праздник
В народе Святки считались молодежным праздником, и если взрослые в деревне возвращались к своим обычным трудам уже на третий день после Рождества, то молодых на все 12 дней полностью освобождали от любой работы. На Святки в крупные деревни приезжали в гости незамужние девушки из отдаленных или небольших деревень, чтобы повысить свои шансы найти женихов на игрищах.
— Игрища молодежи на Святки были связаны с необходимостью выбрать себе пару, жениться и обеспечить богатство, — рассказывает Баранов. — Община была заинтересована в продолжении рода, и тех, кто долго не женился, порицали.
Игрища начинались с 5–6 часов вечера, поначалу с участием людей всех возрастов, и продолжались до утра — парни провожали девушек после четырех, после чего нередко продолжали свои развлечения, в том числе подшучивали над женатыми мужчинами, запоздавшими с возвращением домой. С полуночи на игрищах появлялись ряженые, а когда взрослые расходились по домам, начинались гадания.
Игрища молодежи на Святки были связаны с необходимостью выбрать себе пару, жениться и обеспечить богатство. Община была заинтересована в продолжении рода, и тех, кто долго не женился, порицали
На игрища приходили в лучших нарядах: девушки приносили свои одежды в узлах прямо в избу, где проходило празднество, потому что менять платье за время посиделок предстояло несколько раз. Даже самые бедные старались не ударить лицом в грязь и хотя бы одолжить наряды у соседок, иначе на игрища не шли вовсе. Бывало, что все девушки наряжались в одежду одного цвета: в первый день Рождества надевали красное, на второй — белое, в Новый год — голубое и синее, а в Крещение — розовое.
К игрищам относились с уважением, но и с осторожностью: считалось, что быстрая пляска с громкими притоптываниями и верчением делала молодых похожими на нечисть, поэтому по завершении игрища все его участники выстраивались посреди избы крестом и под пение песен менялись местами.
На игрища наведывались ряженые: как правило, это были группы от 5 до 20 человек — не только парни и девушки, но и подростки и даже дети. При создании "личин" старались представить кого-то "чужого": представителя другого мира, национальности, социального класса и так далее. Например, девушки и женщины могли наряжаться мужчинами, парни — в женское платье, дети и молодежь одевались по-стариковски, а пожилые – в подвенечные наряды, некоторые выбирали образы сверхъестественных существ — Бабы Яги, кикиморы, черта, а также покойников и даже самой Смерти.
Популярно было ряженье в зверей — медведей, быков, коз, волков, других диких и домашних животных и птиц, вплоть до пчел. Встречались ряженые, изображавшие цыган, турок, китайцев, народы Севера — в зависимости от того, кто был известен как "чужой" в данной местности. Ряженые "с социальным подтекстом" выбирали костюмы представителей власти — воевод, судей, урядников, или, наоборот, асоциальных элементов — нищих и бродяг, странников, которые в представлениях народа обладали особыми знаниями и магической силой.
Сказки и гадания
Считалось, что в Святки миропорядок формировался заново, поэтому в древности считалось важным "проговорить" его, как бы создавая с нуля. Для этого на Святки рассказывали сказки и загадывали загадки, с помощью которых вспоминали важнейшие явления жизни и окружающей природы. К тому же "мудреные" сказки и загадки, передававшие из поколения в поколение народную мудрость и знания, как правило, рассказывали молодому поколению старики.
Таким образом фольклор становился средством обучения — не зря же почти все русские сказки заканчиваются одинаково: "Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок". Сказки рассказывали по вечерам, собираясь в кругу семьи, или во время молодежных чаепитий на игрищах, а загадки на Святках использовались и в гаданиях.
— Это время, когда исчезают границы между нашим миром и иным миром, откуда приходят все духи холода, в том числе Дед Мороз, и границы между прошлым, будущим и настоящим, — объясняет Дмитрий Баранов. — Отсюда традиция гаданий — узнавания своего будущего, отсюда традиция общения с умершими предками, с прошлым, потому что нет границ, актуальных в повседневной жизни, они размыты. Но это и опасное время, потому что человек уязвим для воздействия нечистой силы, отсюда и бытование страшных святочных историй.
Гадания: "страшные" и не очень
На "страшные" вечера, наступавшие после Нового года, старались устраивать гадания, также получившие названия "страшных". Они считались самыми опасными, потому что в момент ухода старого года и прихода нового мир становился более уязвимым для нечистой силы, с которой гадающим предстояло вступить в непосредственный контакт. В народе бытовали страхи, что при гадании духи могли "утащить" на тот свет.
В основном на "страшные" гадания отваживались девушки на выданье. Гадали как поодиночке, так и группой, но если "страшное" гадание проводилось дома, то гадающая должна была остаться совершенно одна. Часто такие гадания проводили в тех местах, где жила или могла появляться нечисть — в бане, овине, на перекрестке, у проруби или у паперти церкви, особенно отдаленной или у кладбища.
При походе в такие места девушек, как правило, сопровождала пожилая опытная женщина, чтобы помочь провести обряд со всеми мерами предосторожности. К перекрестку или проруби брали с собой нож, кочергу или другой металлический предмет, полагаясь на его защитную магию.
А перед зеркалом, которое считалось прямым выходом в потусторонний мир, девушки садились с петухом в руках — в критический момент птицу сдавливали, заставляя вскрикнуть и прогнать нечисть. При гадании с зеркалом, по представлениям народа, к девушке в образе суженого являлся нечистый, причем увидеть в подробностях лицо будущего жениха она могла, только если еще не была с ним знакома — у знакомого можно было увидеть только затылок.
Те, кто опасался столь непосредственного контакта с потусторонним миром, могли выбрать менее опасные гадания — например, подблюдные, или гадания на урожай, в которых, как правило, значительную роль играл глава семейства.
Если полученный при таком гадании результат не устраивал крестьян, они пытались "откорректировать" будущее, например, приготовив некую "волшебную" пищу и угостив ею духов. С этой целью на Новый год варили "васильеву кашу", и если она не получалась, ее бросали в прорубь, также служившую границей между реальным и потусторонним миром, чтобы задобрить духов и таким образом получить шанс улучшить свои будущие дела.
— Человек постоянно вмешивается в естественный ход событий, потому что, с одной стороны, вроде бы мир когда-то был создан Богом, и вроде бы человек не должен ничего делать, потому что, согласно традициям, все, что установлено Богом, будет продолжаться. И все-таки, наблюдая за природой, за тем, как нарастают, увеличиваются деструктивные тенденции — наступление холода, сокращение светового времени, мир как бы умирает, человек на всякий случай предпринимает определенные действия, — рассказывает Дмитрий Баранов.
Последним временным рубежом властительства нечистой силы считалась обедня в Крещение, и с гаданиями следовало закончить до ее завершения.
Главное — не поступать как обычно
Праздник — время, когда важно подчеркнуть свой человеческий облик.
— Человек — это тот, кто умеет говорить и не имеет шерсти, — рассказывает Дмитрий Баранов. — Волосы воспринимались как остаток мира природы, из которого мы выделились, остаток шерсти. Поэтому культура всегда уделяла большое внимание культурному оформлению волос и бороды.
Сверхъестественные существа, напротив, имели беспорядочные прически, и, если человек нечесанный, значит, это колдун или вообще нечисть.
— Главная цель праздничных действий: осознать и доказать, что ты живой, — поясняет этнограф. — Поэтому все должно быть яркое, пища не пресная, с ярко выраженным вкусом. Важно не делать все как обычно, потому что те, кто не участвуют в праздновании, нарушают традицию и подводят всю общину.
В праздник допускается и потребление алкоголя, однако следует помнить, что это также канал общения с потусторонним миром, поэтому очень важно не перебрать, чтобы не нарушить эту коммуникацию.
— Праздничным напитком было пиво, которое употребляли только в этот период, — говорит ученый. — Оно считалось в том числе напитком любви. Но нужно помнить, что огонь от хмеля, с одной стороны, порождает творческое начало, с другой — деструктивное. Поэтому главная мысль праздничного пьянства — знать меру в количестве.