Беспилотники вместо кукурузников
Россия — огромная страна, и на ее карте немало участков, добраться до которых можно только одним способом — по воздуху. Главными рабочими лошадками на самых труднодоступных направлениях долгое время были самолет Ан-2 и вертолет Ми-8. Их использовали для доставки людей и грузов, борьбы с пожарами, нужд МЧС, Минздрава и сельского хозяйства — одним словом, доверяли весьма важную работу. Сегодня пилотируемым летательным аппаратам, многим из которых давно пора на пенсию, готовится достойная замена — вертолетные беспилотники, способные преодолевать расстояние свыше 400 км.
О перевозке людей речи пока не идет, но другие функции малой авиации новые российские БПЛА выполнять смогут. При этом они позволят снизить затраты на топливо и подготовку летного состава. Аппарат будет намного проще и быстрее подготовить к вылету (не нужна взлетно-посадочная полоса и техперсонал). А при работе в опасных условиях, например на пожарах и во время стихийных бедствий, такой БПЛА будет просто незаменим — избавит пилотов от необходимости рисковать жизнью.
Преимущества винта
В последние годы беспилотники становятся все более совершенными. Новые модели летают выше и дальше, появляются новые конструкции, которые позволяют брать на борт разнообразное оборудование и грузы. Однако самыми популярными по-прежнему остаются БПЛА самолетного и вертолетного типа. Аппараты, имеющие форму обычного планера, уже давно применяются для аэрофотосъемки как на гражданке, так и в армии, где выполняют функции разведчиков.
Беспилотные вертолеты еще только выходят на рынок, но при этом спрос на них уже сегодня достаточно высокий.
Одна из новейших российских разработок в области беспилотной авиации называется БАС-200 (беспилотная авиационная система с максимальной взлетной массой 200 кг). БПЛА от Ростеха впервые представили широкой публике на авиасалоне МАКС-2021. На аэродроме в подмосковном Жуковском этот аппарат впервые в истории мероприятия принял участие в летной программе.
Уже в этом году БПЛА БАС-200 должен получить сертификат типа (документ, выданный государством разработчика воздушного судна).
По данным Ростеха, БАС-200 может взлетать вертикально и с любой площадки, например с грунта или транспорта. Чтобы приземлиться, ему также не нужно какое-либо специальное пространство.
Еще одним важным достоинством БАС-200 конструкторы называют умение надолго зависать над землей для детального изучения и фотографирования выбранных участков. Это необходимо при разведке и мониторинге местности.
БАС-200 относится к типу тяжелых беспилотников. БПЛА способен перевозить на внешней подвеске до 50 кг, что позволяет укомплектовать его оборудованием для круглосуточного мониторинга, транспортировки различных грузов, поисково-спасательных операций, тепловизионной съемки и многих других задач.
В качестве эксперимента в конце 2021 года на БАС-200 был установлен геофизический комплекс разведки весом 31 кг. С ним БПЛА успешно совершил несколько полетов, во время которых была проведена аэромагнитная съемка (метод измерения напряженности геомагнитного поля с помощью летательного аппарата).
Конструкция и перспективы БАС-200
Подготовкой проекта БАС-200 к серийному производству занимается Национальный центр вертолетостроения "Миль и Камов" холдинга "Вертолеты России" (входит в Ростех).
По данным производителя, БАС-200 спроектирован по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Аппарат оснащен роторно-поршневым двигателем с максимальной мощностью 54 л.с. Дальность полета в автоматическом режиме с грузом до 50 кг составляет 430 км. Новейшие системы управления и датчики, установленные на БПЛА, упрощают пилотирование, предоставляя в том числе возможность обзора "от первого лица".
- Максимальная взлетная масса — 200 кг
- Максимальная скорость — до 160 км/ч
- Продолжительность полета — 4 часа
- Практический потолок — до 3500 м
- Дальность передачи данных по каналу радиосвязи — до 100 км
- Радиус действия канала связи — 100 км
- Стандартный запас топлива — 57 л
- Диапазон рабочих температур — -30…+45˚С
По данным Ростеха, БАС-200 — аппарат мобильный, автономный и неприхотливый в эксплуатации, что незаменимо в регионах с суровыми климатическими условиями. Новый БПЛА вертолетного типа пригодится в Арктике для геофизической разведки, поиска нефтяных и газовых месторождений.
Что касается грузовых перевозок то, по расчетам специалистов, БПЛА БАС-200 смогут ускорить сроки доставки в труднодоступных уголках России как минимум вдвое.
По оценкам Почты России, использование беспилотников вертолетного типа позволит увеличить объемы грузопотока в десять раз и при этом снизить стоимость перевозок почти в два раза. Действительно, невыгодно поднимать в воздух пилотируемую авиацию или использовать автомобильный транспорт, когда требуется быстрая перевозка грузов в пределах нескольких десятков килограммов
Почта России, как ранее сообщал ТАСС, планирует запустить аэродоставку грузов с помощью беспилотных вертолетов до конца 2022 года. БПЛА будут доставлять посылки и письма в одном из северных регионов страны, где специально для полетов тяжелых беспилотников ввели экспериментальный правовой режим, который смягчит действующие правила эксплуатации БПЛА.
В ближайшем будущем тестировать маршруты беспилотных вертолетов планируют в Чукотском, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и в Камчатском крае.
Еще одна отрасль, где беспилотники вертолетного типа в ближайшее время могут пополнить традиционный авиапарк, — сельское хозяйство. С 2019 года в России существует проект "Цифровое сельское хозяйство", предполагающий в том числе реализацию и развитие систем точного земледелия (система управления продуктивностью посевов, основанная на использовании комплекса спутниковых и компьютерных технологий). Ожидается, что применение вертолетных БПЛА существенно повысит равномерность химобработки сельхозугодий и избавит пилотов от необходимости контактировать с вредными веществами.
Василий Кучушев