"Мечел" готовит к продаже железную дорогу от Эльгинского угольного месторождения до БАМа
По данным источника "Коммерсанта", до сделки магистраль будет в залоге у Газпромбанка
МОСКВА, 24 февраля. /ТАСС/. "Мечел" выделяет железную дорогу от Эльгинского угольного месторождения до БАМа, строительство которой стоило ему около 70 млрд руб., в новую структуру "Эльга-Дорога", сообщает газета "КоммерсантЪ".
Как следует из данных ЕГРЮЛ и Kartoteka.ru, 13 января входящие в "Мечел" АО "ХК "Якутуголь" и ООО "Нерюнгринская автобаза" создали ООО "Эльга-Дорога" (99% долей - у "Якутугля"). В новую компанию, по словам источников издания, предполагается передать железную дорогу Улак-Эльга (321 км), соединяющую Эльгинское угольное месторождение с БАМом. Сейчас дорога, а также лицензия на Эльгу (запасы - свыше 2 млрд тонн коксующегося угля) принадлежит ООО "Эльгауголь" (99,99% - у "Якутугля"). Один из источников указывает, что основная цель выделения дороги - ее последующая продажа, и ставка делается на РЖД. По словам другого, до этого дорога будет в залоге у Газпромбанка (ГПБ, крупнейший кредитор компании, долг - $1,8 млрд).
В июле 2015 года источники "Ъ" рассказывали, что ГПБ может профинансировать выкуп Эльги для расчетов "Мечела" со Сбербанком (долг - $1,267 млрд). В ноябре глава ВТБ (долг "Мечела" - $1,07 млрд) Андрей Костин заявлял, что, по всей вероятности, Эльгу выкупит ГПБ, а ВТБ может поучаствовать в сделке. Это нужно, чтобы частично погасить долг компании перед Сбербанком, который грозил ей банкротством. Источники "Ъ" указывали, что ВТБ готов кредитовать ОАО РЖД под выкуп дороги. В конце декабря вице-премьер Аркадий Дворкович, возглавляющий совет директоров монополии, говорил, что у РЖД "нет финансовых возможностей" для сделки, но 20 февраля он же сказал, что стороны ведут "активные переговоры". При этом источники "Ъ" говорят, что ВТБ вышел из сделки по Эльге из-за "пробуксовывания" переговоров по дороге с РЖД (там отказались от комментариев).
"Мечел" в начале февраля раскрыл, что в рамках глобальной реструктуризации кредитов на $5,1 млрд перед госбанками и синдикатом зарубежных банков должен в первом квартале 2016 года погасить $476 млн перед Сбербанком. Источник "Ъ", знакомый с ходом переговоров, тогда отмечал, что это должно быть сделано "за счет продажи ряда активов, в частности, пакета "Эльгаугля"".
По данным газеты, в ГПБ настаивают на контрольном пакете, а в "Мечеле" не готовы отдавать его (по данным источников "Ведомостей", речь идет о 49%). При этом ГПБ не хочет наращивать долгосрочные кредиты "Мечелу" либо долго оставаться совладельцем "Эльгаугля" и рассматривает различные варианты, в том числе выкуп доли в проекте по репо, рассказывают собеседники "Ъ". По их же словам, ГПБ до последнего искал стратегического инвестора на месторождение, но не нашел его ни в России, ни за рубежом. До создания ООО "Эльга-Дорога" потенциальных инвесторов в проект, по данным "Ъ", отпугивало и то, что его оценка "Мечелом" во многом строилась, исходя из понесенных затрат, а 80% пришлось именно на строительство дороги (70 млрд руб.).
В 2014 году при средневзвешенном курсе 38 руб./$ "Мечел", по данным Moody's, оценивал Эльгу в $5 млрд при затратах около $2,5 млрд. С учетом девальвации рубля и падения цен на уголь в ноябре 2015 года аналитики оценивали Эльгу уже в $1-1,3 млрд. Продажа железной дороги была и одним из отлагательных условий по дальнейшему кредитованию Эльги ВЭБом (должен предоставить свыше $2 млрд на рост добычи до 20 млн тонн в год), рассказывали источники "Ъ". "ВЭБ в первую очередь ждет разрешения ситуации с кредиторской задолженностью "Мечела" перед другими банками",- сказал "Ъ" его представитель.
По мнению экспертов в отрасли, исходя из суммы сделки по Эльге с ГПБ, выделение дороги должно произойти после нее, но продажа профильному инвестору доли в самом месторождении "не принесет существенных денег".