СМИ: акционер Red Wings покупает "Нордавиа" у "Норильского никеля"
Цена "Нордавиа" скорее всего символическая, так как ее долги превышают возможности зарабатывать
МОСКВА, 18 марта. /ТАСС/. Сделка о приобретении авиакомпании "Нордавиа" совладельцем группы "Гута" и авиакомпании Red Wings Сергеем Кузнецовым может быть закрыта в пятницу, 18 марта, сообщают "Ведомости" со ссылкой на источники.
"Нордавиа" специализируется на перевозках пассажиров из Северо-Западного федерального округа по России, в том числе в Москву, на черноморские и северокавказские курорты, аэропорты базирования - Москва и Архангельск. "Норникель" купил авиакомпанию в 2011 г. у "Аэрофлота" за $7 млн (ее долги тогда составляли $228 млн), сейчас в парке девять самолетов Boeing 737-500. В 2015 г. пассажиропоток "Нордавиа" сократился на 4%, до 727 625 человек (21-е место в России). В январе авиакомпания перевезла 50 120 человек (18-е место).
Свой пока единственный авиационный актив - Red Wings совладелец группы "Гута" Кузнецов купил вместе с инвестгруппой GHP Марка Гарбера в 2013 г. за 1 руб. (доли между ними не раскрываются). Предполагается, что в Red Wings Кузнецов скоро останется миноритарным акционером: в январе совет директоров лизинговой компании "Ильюшин финанс" (на 48% принадлежит государственной Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК) одобрил конвертацию долга Red Wings по лизингу в 74% акций авиакомпании.
Red Wings эксплуатирует только российские самолеты - семь Ту-204 и пять ближнемагистральных Sukhoi SuperJet 100. В 2015 г. Red Wings увеличила перевозки на 12% до 1 млн человек, в составе одной группы эти авиакомпании заняли бы 12-е место по пассажиропотоку.
Цена "Нордавиа" скорее всего символическая, так как ее долги превышают возможности зарабатывать, говорит менеджер одной из авиакомпаний. На конец 2014 г. долг "Нордавиа" перед банками составлял 11,8 млрд руб., еще 0,5 млрд руб. она была должна поставщикам и подрядчикам (данные "СПАРК- Интерфакса"). "Стоимость "Нордавиа" должна стремиться к нулю, так как она глубоко убыточна все последние годы, ее капитал отрицательный", - соглашается аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин.
При прежнем гендиректоре "Норникеля", Владимире Стржалковском, компания планировала объединить "Нордавиа" с другой «дочкой» - "Таймыр" (летает под брендом Nordstar), чтобы осуществлять перевозки в ключевых регионах присутствия металлургического гиганта - Красноярском крае и Мурманской области. Но этому помешала ФАС, по мнению которой слияние могло ограничить конкуренцию и «усилить доминирующее положение» "Таймыра" в том числе на маршрутах, по которым летают обе авиакомпании - между Нарьян-Маром, Архангельском и Мурманском. В 2013 г. совет директоров "Норникеля" утвердил стратегию, предполагавшую продажу низкодоходных и непрофильных активов, к которым были отнесены обе авиакомпании. "Таймыр" остается у "Норникеля", говорит человек, близкий к последнему.
"Мотивы покупателя непонятны: "Нордавиа" входит в группу авиакомпаний повышенного риска, у нее достаточно ограниченная маршрутная сеть, слишком большой для ее пассажиропотока парк", - отмечает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Высшей школы экономики Федор Борисов.