СМИ: ФАС согласовала передачу в аренду ФГК парка "УВЗ-логистик"
Сделка согласована с поведенческими условиями - РЖД рекомендовано организовать на электронной площадке рынок спотовой торговли
МОСКВА, 30 марта. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила передачу в аренду Федеральной грузовой компании (ФГК, дочерняя структура РЖД) парка "УВЗ-логистик". Об этом пишут "Ведомости" со ссылкой на представителя компании. Таким образом, ФГК вплотную приблизится к лидеру рынка по общему парку вагонов - Первой грузовой компании (ПГК) - и обгонит ее по количеству полувагонов, самого популярного типа подвижного состава. Сделка согласована с поведенческими условиями. РЖД, как собственнику ФГК, рекомендовано организовать на электронной площадке рынок спотовой торговли услугой перевозки.
РЖД должна будет привлечь на эту площадку вагонный парк ФГК и других операторов на недискриминационных условиях. "Вагоны, задействованные на электронной торговой площадке, могут получить ряд преференций: скидку на порожний пробег и автоматическое подтверждение плана перевозки", - указал советник руководителя ФАС Павел Шпилевой, уточнив, что прорабатываются и другие стимулирующие механизмы. Сроки запуска электронной торговой площадки должны быть согласованы со службой до конца апреля. "Задачи этой площадки - оптимизация загрузки инфраструктуры РЖД, упрощение заказа перевозки для малых и средних грузоотправителей, а также прозрачное ценообразование на услуги по предоставлению вагонов", - подчеркивает представитель ФАС.
Сотрудники двух операторов уверены в том, что предписания ФАС будут играть на руку ФГК и создадут для нее дополнительные преференции. Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров полагает, что предоставление скидки на порожний пробег для вагонов, осуществляющих перевозки по спотовым заказам, приведет к дополнительным и непредусмотренным расходам для РЖД. Основными бенефициарами могут стать компании, располагающие незадействованным и довольно старым парком, отмечает эксперт.
Операторская услуга - это не просто предоставление подвижного состава для перевозки, это целый комплекс логистических решений, сформированный под конкретного клиента, такая услуга не может быть биржевым товаром, поэтому вывод вагонов на электронную площадку с расчетом на спотовый сегмент вряд ли станет массовым явлением, сказал представитель "Трансойла".
Источник в одной из крупнейших компаний-операторов считает, что применение указанных ФАС преференций приведет к деформации сложившихся, отработанных технологий работы на операторском рынке. ФГК сможет получить инструмент для коррекции цен на рынке: за счет размера парка "дочка" РЖД может предлагать такие ценовые условия, которые недоступны мелким и средним владельцам вагонов, - устанавливать нижние ценовые пределы, полагает собеседник "Ведомостей".
"Биржевая ставка" на вагон будет выше среднерыночной, потому что, скорее всего, за услугой будут обращаться грузоотправители со сложными грузами, не согласен Бурмистров.
В сегменте перевозок в полувагонах в 2015 году от 24 до 30% приходилось на повагонные отправки, отмечает Бурмистров. Таким образом, более 30% задействованного парка полувагонов, или более 140 000 полувагонов, в I квартале было задействовано в повагонных перевозках. "У ФГК 8000-15 000 полувагонов, в зависимости от сезонности, остаются незадействованными, поэтому привлечение части из них на биржевую площадку может быть эффективно интегрировано в коммерческую стратегию", - считает Бурмистров. Еще одно поведенческое условие, которое выставила ФАС, - ФГК должна будет заблаговременно предупреждать службу об увеличении стоимости перевозки более чем на 7,5%, прилагая к этому экономическое обоснование. Такие же рекомендации получат и другие операторы, рассказывает представитель службы. "Это свидетельствует о том, что ФАС будет активно следить за формированием цены на вагонную составляющую тарифа. Кроме того, это станет сигналом для участников рынка, что ФАС будет контролировать намечающуюся консолидацию рынка", - подытожил Бурмистров.