Эксперт: свободный порт станет ключевым для российской части зоны свободной торговли АТР
Для успешной реализации проекта необходимо увеличить грузовые мощности портовой инфраструктуры юга Приморского края
ВЛАДИВОСТОК, 18 августа. /Корр. ТАСС Марина Шатилова/. Свободный порт Владивосток (СПВ) имеет возможность стать одним из ключевых узлов российского элемента зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), создать которую страны АТЭС планируют уже к 2020 году. Однако для достижения этого необходимо выполнить ряд условий, сообщил ТАСС директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в АТР, профессор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Александр Абрамов.
"СПВ станет стартовым узлом российского элемента зоны свободной торговли (ЗСТ) в АТР, соединив сразу несколько направлений: трансазиатское, дальневосточное и тихоокеанское. В ближайшее время можно ожидать значительного экономического эффекта от реализации статуса СПВ, если будут решены некоторые задачи", - отметил эксперт.
Координация вместо конкуренции
По мнению Абрамова, для успешной реализации проекта необходимо увеличить грузовые мощности портовой инфраструктуры юга Приморского края. Порты Зарубино, Славянка, Посьет, Находка сегодня включены в зону Свободного порта Владивосток, но работают как самостоятельные предприятия.
"Для значительного увеличения грузовых мощностей портовой инфраструктуры юга Приморья необходима правильно выбранная бизнес-модель. Она предполагает создание сети портов на юге Приморского края, работающих в координации, сегодня же существует их конкуренция", - отметил Абрамов.
Также, по мнению эксперта, необходимо строительство нового многофункционального торгового порта, который станет ядром сети портов в границах выделенной территории СПВ, обеспечивающего в перспективе удвоения пропускной способности портовой сети.
Еще одним шагом на этом пути должна стать "гармонизация" закона о Свободном порте с законодательствами стран, инвесторы из которых проявляют интерес к проекту. "Не должно получиться так, что обычная для России экономическая деятельность и правоприменительная практика приведет к такому положению, когда действия, осуществляемые в СПВ иностранными инвесторами, оказываются наказуемыми в законодательном порядке действиями в стране, из которой пришел инвестор", - считает Абрамов.
При этом, по его словам, распространение режима свободного порта на другие порты Дальнего Востока может привести к дальнейшей дефрагментации экономики макрорегиона и вместо необходимой координации грузовых потоков усилит конкуренцию портов, считает эксперт.
"Вместо этого было бы целесообразно провести присоединение СПВ к сети российских транспортных узлов на Дальнем Востоке путем создания удаленных терминалов СПВ в них. Такой механизм усилит связность и мощность товарных потоков, перемещаемых внутри России (Дальнего Востока), и увеличит грузовую базу и мощность портовой сети юга Приморья, что поможет усилению конкурентных возможностей наших портов с зарубежными, а не ослабит их",- отметил Абрамов.
Свободные порты Дальнего Востока
Федеральный закон о Свободном порте Владивосток вступил в силу в октябре 2015 года. Режим порто-франко распространяется на территории 15 муниципальных образований Приморского края (в первую очередь самого Владивостока), включая их морские акватории. Объем заявленных инвестиций в Свободный порт Владивосток - 156 млрд руб.
24 июня депутаты Госдумы приняли законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и закон "О Свободном порте Владивосток". Законом предусматривается расширение режима Свободного порта на ключевые гавани Дальнего Востока. Эти предложения были разработаны Минвостокразвития РФ по поручению президента России.
Режим порто-франко заработает в Хабаровском крае (Ванинский муниципальный район), Сахалинской области (Корсаковский городской округ), Камчатском крае (Петропавловск-Камчатский), Чукотском автономном округе (Певек), Приморском крае (Лазовский муниципальный район).
Резиденты Свободного порта имеют право на существенные льготы. Так, в первые пять лет работы применяется пониженная ставка налога на прибыль - не более 5%, в течение последующих пяти лет - не более 12%. Резиденты порта освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога. Для них также снижены совокупные отчисления во внебюджетные фонды с 30% до 7,6%. При определенных условиях резиденты вправе применять ускоренный режим возврата НДС, резидентам Свободного порта также предоставляется режим свободной таможенной зоны.