14 ЯНВ, 07:30

"Дети здесь не обособлены". Как в Иркутске появилась школа с жильем для приемных семей

В сентябре в Иркутске открылась частная школа "Точка будущего", задача которой не просто дать ребенку образование, но и научить его ответственно распоряжаться своей жизнью. Около 15% воспитанников — дети из приемных семей, в том числе ребята с ограниченными возможностями здоровья. Обучение бесплатно для всех. Мы выяснили, чем "Точка будущего" отличается от обычной школы

Отличия начинаются сразу — уже с внешнего облика. Корпуса образовательного комплекса, всего их шесть, расположены в форме круга диаметром 200 м. В них размещены детский сад, младшая и старшая школы, спортивно-медицинский, административный и хозяйственный блоки. Все объединяется одной крышей и внутренним двором. Во многих помещениях панорамные окна, а некоторые внутренние перегородки сделаны из прозрачного стекла. Такие архитектурные решения использованы, чтобы показать единство людей, дать ощущение участия каждого в том, что происходит в "Точке будущего".

Дом, сад, школа

У Олеси и Сергея Соловьевых 11 детей в возрасте от четырех до 30 лет. В коттедже на территории "Точки будущего" вместе с родителями проживают девять из них, в том числе приемные ребята. Олеся долго не верила, что такой проект, как "Точка будущего", вообще возможен. Но так как терять было нечего, семья подала заявку, прошла отбор и в августе прошлого года переехала из своей иркутской квартиры в коттеджный поселок.

"Точка будущего" — проект благотворительного фонда "Новый дом" предпринимателя Альберта Авдоляна. Реализовать его в Иркутске он решил потому, что сам жил какое-то время в столице Приангарья. Сейчас в регионе 15,3 тыс. детей-сирот, из них 13,7 тыс. детей — под опекой. Строительство образовательного комплекса шло два года, для этого на берегу Иркутского водохранилища выделили 20 га земли. Обошлось все в 6 млрд рублей.

Как рассказала ТАСС вице-президент фонда Наталия Свердлова, приемные семьи были найдены через органы опеки Иркутской области, им предложили пройти отбор на зачисление в "Точку будущего". По результатам четырех этапов конкурса, среди которых были творческие задания для всей семьи и встречи с психологами, определили 19 семей из более чем 150 подававших заявки.

Все семьи многодетные — трое детей и больше. Они приехали в Иркутск из разных районов области, оставив там работу и свои дома. Приехали не только мамы, папы, родные и приемные дети, но и в некоторых случаях бабушки, дедушки и уже совершеннолетние дети, которые пока еще не покинули родительский дом. Малыши ходят в детский сад в составе "Точки будущего", старшие — в школу.

Живут все они в коттеджном поселке на территории образовательного комплекса. Он состоит из десяти домов. При этом девять домов рассчитаны на проживание двух семей каждый, у квартир отдельные входы и два этажа с комнатами, санузлами, гостиной и кухней. Один коттедж полностью заняла семья, в которой 11 детей.

Семьи оплачивают только коммунальные услуги. Одни приемные родители трудоустроились в Иркутске, другие прямо в "Точке будущего", в зависимости от профессии. При этом у родителей из приемных семей, которые живут в коттеджном поселке "Точки будущего", приоритетное право трудоустройства в образовательный комплекс.

В административном корпусе встречаемся с директором образовательного комплекса Натальей Воробьевой. Она рассказывает, что "Точка будущего" рассчитана на 1022 учащихся, включая детсадовцев, но на первый учебный год набрали 646 детей, в том числе 170 дошкольников.

— Было важно отработать систему на небольшом числе детей и дальше уже расширяться и масштабироваться, — объясняет директор.

Приемные дети — около 15% воспитанников, остальные — ребята, которые живут с родными мамами и папами. Считается, что такая пропорция наиболее удачна для социализации приемных детей. Для семей, которые не являются приемными, конкурсного отбора не было. Отдать своего ребенка в "Точку будущего" мог любой желающий, надо было лишь успеть в отведенное время подать электронную заявку.

У каждого своя программа

Систему обучения, которую используют в "Точке будущего", специально для фонда подготовил центр разработки образовательных систем "Умная школа". Она полностью соответствует образовательным госстандартам, но все же принципиально отличается от того, как учат детей в обычной школе.

Через каждые пять-шесть недель ученики неделю отдыхают, на летние каникулы дети уходят в те же сроки, что и в других школах. Учебный день начинается в 08:30 и заканчивается почти в 18:00. Он состоит из уроков (в среднем по пять в день), внеурочных занятий, выполнения домашних заданий, которые в "Точке будущего" называют самоподготовкой.

Это, говорит директор, сделано специально: дома много отвлекающих факторов, которые мешают детям учиться самостоятельно организовывать свое время, а в школе для самоподготовки есть много зон, где можно уединиться или собраться небольшой группой, чтобы вместе сделать уроки.

Еще один нестандартный воспитательный элемент — в старшей школе нет звонка на урок. Это учит детей самостоятельно планировать свои действия. Они должны понимать, когда наступило время урока, и прийти в класс в нужное время.

Образовательная программа разработана индивидуально под каждого ребенка. Конечно, ученики все вместе, как в обычной школе, ходят на уроки, где получают базовые знания, но внеурочные занятия, дополнительная нагрузка подбираются под каждого в зависимости от его способностей, интересов и целей.

— В основе образовательной системы лежит несколько содержательных линий. Прежде всего это психолого-педагогическое сопровождение. Второе — индивидуализация, взращивание в ребенке образовательных потребностей, поддержка его способностей, интересов, устремлений. Мы исходим из того, что у каждого ребенка в процессе жизни возникают задачи развития, и с помощью психологов мы эти задачи определяем для каждого ребенка. То есть сначала задача, а потом под нее составляется образовательная программа, — объясняет Наталья Воробьева.

К примеру, в "Точке будущего" есть несколько ребят, которые решили изучать испанский язык дополнительно к базовому, предусмотренному школьной программой. Тогда собрали группу и организовали занятия. Таким же образом работают и с физическими особенностями детей, или, например, если у ребенка проблемы с речью, с ним занимаются специалисты по подобранной для него программе. С приемными семьями работают психологи.

Мотивация и оценки

Десятиклассник Алексей Линенко рассказывает, что ему нравится подход, когда не ученик подстраивается под школу, а школа под него.

— В обычной школе нас всегда вгоняли в рамки, а здесь наоборот: если ты хочешь так, ладно, давай так. И я понял, что здесь образование и подготовка к ЕГЭ будут лучше, — делится впечатлениями школьник.

Он поясняет: высокому уровню подготовки способствует то, что каждому ученику в "Точке будущего" уделяют больше внимания, чем в обычной школе. С детьми работают индивидуально, поддерживают их и мотивируют.

Алексей хочет стать журналистом, поэтому в "Точке будущего" его внеурочная деятельность состоит, в частности, из занятий в школьном медиацентре, где дети учатся работать с камерой и микрофоном, писать и редактировать новостные тексты.

Еще в "Точке будущего" есть гончарная и швейная мастерские, кухня для занятий кулинарией, бассейн, музыкальный класс, оснащенный современными инструментами и аппаратурой. Дети занимаются хореографией, изобразительным искусством, осваивают актерское мастерство в школьном театре.

Есть туристическое направление, где школьников учат навыкам, необходимым путешественникам. В этой школе дают даже знания, нужные в быту, например, как управляться с домашними электроприборами. При этом нет разделения занятий на мужские и женские, так что мальчики наравне с девочками могут учиться кулинарии или, например, шитью. Не делят детей и по физическим возможностям — занимаются все вместе.

Для отдыха есть специальные тихие зоны, а для учеников младших классов — спальня. В холлах установлены качели и большие столы с играми. На улице — развивающие игровые площадки, где дети могут провести время с пользой, например познать устройство Солнечной системы на площадке "Орбита". На ней установлены цветные полусферы, имитирующие планеты, которые движутся вокруг Солнца, а навес играет роль звездного неба. Некоторые площадки предназначены для активных игр.

В корпусе младшей школы встречаю троих четвероклассниц, после уроков выполняющих задания, полученные для самостоятельной работы. На вопрос об отличиях новой школы от той, где они учились раньше, девчонки отвечают: "У нас в той школе были двойки, это очень сильно обижало, и нельзя было исправить. А тут ты можешь исправить ноль на хорошую оценку".

Одна из учениц рассказывает, что сегодня получила десять баллов по литературе. Педагоги поясняют: в "Точке будущего" система оценивания тоже нестандартная, но в аттестатах детей будут стоять традиционные оценки.

Критерии для оценивания заданий разработали сами учителя, когда педагогический коллектив полностью сформировался. Система сложная, но, по мнению педагогов, позволяет детям понимать справедливость оценки и поэтому мотивирует их.

Преподаватель истории и обществознания Ася Еронько объясняет: за учебный модуль, то есть пять-шесть недель, ученик должен набрать баллы по каждому предмету. По одним дисциплинам установлен максимум в 100 баллов, по другим, на которые учебных часов отведено меньше, этот максимум ниже. Для каждого ребенка составляется маршрутный лист, с помощью которого он понимает, как ему накопить баллы.

— В маршрутном листе мы прописываем, на какой неделе, на каком уроке какая будет пройдена тема, какое задание ученик должен выполнить, какая форма оценивания будет, — рассказывает Ася. — Ребенок сразу понимает: я выполнил пять заданий, получу пять баллов, а если выполнил два — будет всего два балла. Часть заданий оценивается не в баллах, а просто комментарием педагога, который поясняет, что ученик выполнил хорошо, а что нужно доработать.

Например, дети изучают валентность. Задания могут быть такими: дать понятие определению, назвать существенные свойства, используя схему из учебника, определить расположение элементов, имеющих постоянную и переменную валентность, привести примеры понятия "валентность", составить формулу, объяснить, что объединяет валентность и степень окисления. Чем больше задачек из этого списка ребенок выполнил, тем больше баллов набрал.

Свобода действий

До "Точки будущего" Ася Еронько четыре года работала в иркутском лицее №1, была классным руководителем. Было сложно: сама понимала, что слишком молода, опыта маловато. В "Точке будущего" стало еще сложнее: необходимо найти новые подходы к обучению и воспитанию детей, совместно с другими педагогами адаптировать и дополнять готовую образовательную программу по ходу работы.

— Урочная нагрузка здесь меньше, зато методической работы на данном этапе больше, так как проект новый. Но администрация школы заботится о том, чтобы мы могли отдыхать, чтобы у нас не было эмоционального выгорания, поэтому урочная нагрузка и не такая большая, — говорит Ася.

Учитель русского языка и литературы Александра Калошина рассказывает, что дети, которые пришли учиться в "Точку будущего", ничем не отличаются от учеников обычных школ. Только здесь ей до сих пор удивительно слышать от детей, что они хотят учиться. Возможно, потому, что у них, как и у педагогов, в "Точке будущего" больше свободы действий.

— Ты можешь придумать любую идею, любую форму занятия и с детьми это воплотить. У меня всегда была мечта выйти из коридоров, из кабинетов и организовать уроки литературы как-то по-иному. Вот весна будет, мы с детьми куда-нибудь уйдем и под цветущей вишней будем стихи читать, — улыбается учительница.

Как рассказала директор Наталья Воробьева, сейчас в "Точке будущего" работают 152 педагога и воспитателя, все прошли конкурсный отбор. Учитель английского языка Егор Денисов даже уехал с Сейшельских островов ради работы в "Точке будущего". Егор — москвич, уезжал на Сейшелы обучать английскому персонал отеля, проработал там год. О том, что где-то далеко в Сибири набирают коллектив для уникальной школы, узнал из соцсетей.

— Я принял участие в конкурсе, и, как оказалось, успешно, — рассказывает педагог. — Мне нравится преподавать и работать с детьми. До своих путешествий четыре года работал в Москве в школе. Но я безумно "зимний" человек, обожаю зимы, снег, метели. Когда позвали в "Точку будущего" в Иркутск, я моментально собрался.

"Открытое, живое общение"

Надежда Вахрушева, которая вместе с супругом воспитывает двоих родных и пятерых приемных детей, рассказывает, что зачисление в "Точку будущего" стало важным событием для ее семьи. У приемных ребятишек, взятых из детдома три года назад, были огромные провалы в знаниях, которые, как считает Надежда, в обычной школе не смогли бы устранить.

— Ни о каком частном образовании или репетиторах не было речи — мы финансово не могли себе этого позволить. Поэтому наша задача была найти школу, где бы детей просто не обижали и они бы адаптировались в классе. Поступили в обычную среднюю школу. Ничего мы от нее не ждали. Слава богу, ничего плохого нам там не сделали, но и хорошего ничего не дали. Я понимала прекрасно, что мы и дальше будем идти с теми же провалами в знаниях, — рассказывает Надежда Вахрушева.

Родители не питают иллюзий и не рассчитывают, что в "Точке будущего" дети начнут делать фантастические успехи, однако здесь ребята вдохновлены учебой, а старшие уже задумались о своем будущем. А еще Надежда с удивлением замечает в них не просто толерантное отношение к особенным детям, но и проявление заботы о них.

— Для нас этот проект был очень интересен в связи с тем, что у нас есть дети с ограниченными возможностями здоровья, — говорит Олеся Соловьева. Она объясняет: раньше во внеурочное время нужно было возить детей к логопеду, дефектологу, психологу, а теперь эти специалисты занимаются с ними прямо в школе и детском саду.

Но самое главное, что в "Точке будущего" детей не делят на здоровых и больных, талантливых и не очень.

— Здесь они не обособлены, у них есть открытое, живое общение. Это не коррекционная школа, которую до этого посещали мои дети, — подчеркивает Олеся.

Светлана Латынина

Читать на tass.ru
Теги