Идея, говорит глава Чувашии Олег Николаев, родилась после осуществления других проектов, приуроченных к празднованию Дня национальной вышивки. "В 2020 году мы реализовали проект "Сурпан Пӗрле". Сурпан — это женская повязка на голову. Мастерицы из каждого муниципалитета республики вышили его в свойственной этой местности стилистике. Дальше мастерицы собрали это в единый большой сурпан, в итоге получилось очень интересное произведение искусства", — рассказал он.
Это вдохновило рукодельниц на следующий год аналогичным способом вышить уже карту Чувашии. "Специалисты сформировали макет карты, вырезали лекало каждого муниципального образования, раздали по муниципалитетам, муниципалитеты по этим размерам вышили. Затем мастерицы собрали единый продукт, составив карту Чувашии. Аналогичным способом сейчас создается вышитая карта России", — уточнил он.
По словам Николаева, уникальность этого проекта в том, что он показывает многонациональность и многосубъектность государства, которые соединяются через вышивку, через культурный код и традиции. "Каждый субъект, вышивая, основывался на своей традиции, на своем подходе и использовал разные материалы. Есть вышивка золотыми нитями, есть вкрапления камней по отдельным субъектам", — добавил он.
При этом каждый регион вышивал свою часть. "На сегодняшний день у нас есть все эти составляющие. Есть фрагменты и есть видеофильмы, есть рассказы о том, как это все создавалось. И создан специальный интернет-ресурс "Вышитая карта РФ", где все эти материалы хранятся", — отметил глава Чувашии.
Сложить вышитый пазл
Куратор "Вышитой карты России" — Чувашский национальный музей. Его сотрудники подготовили для отправки в регионы заготовки для вышивки. В комплект вошли лекало из фанеры с очертаниями субъектов, два отреза ткани, канва и сопроводительные документы.
Как сообщила директор Национального музея Чувашской Республики Ирина Меньшикова, все вышитые части полотна уже пришли из регионов. "Всего 82 фрагмента. Части имеют очень разнообразную конфигурацию в соответствии с географическими очертаниями каждого региона", — сказала Меньшикова.
Каждый фрагмент вручную вышивали лучшие мастера региона, используя традиционные орнаменты и символы своей местности.
Сложность завершающего этапа работы в том, что части, которые предстоит объединить, создавали разные люди. "Хотя мы каждому региону отправляли карту с шаблоном, в любом случае в процессе работы какие-то искажения возникали. Когда сшивают фрагменты в одно полотно, нужно, чтобы их конфигурация совпала, как пазл. Иногда они не совпадали, приходилось находить способы их совместить, но при этом сохранить полностью всю вышивку", — пояснила Меньшикова.
Еще одна сложность была в замене отдельными регионами одной тканевой основы на другую. "Хотя мы отправляли всем одну основу — канву, некоторые регионы ее поменяли. Есть субъекты, которые говорят, что для них канва не является характерной. Соответственно, нужно все фрагменты продублировать, проклеить", — уточнила директор музея.
Для ряда частей пришлось изготовить контрастную подложку, чтобы узор выделялся на общем фоне. "Есть великолепные вещи, где узор насквозь просматривается, например, мережка или нижегородский гипюр. Хоть это и вышивка, но она имеет кружевоподобную структуру. Кто-то сам прислал с подложкой, кто-то без нее. Чтобы не потерять красоту узора на белом фоне, наши мастера сделали подложку в необходимых случаях", — рассказала Меньшикова.
В целом, как предполагается, соединение элементов займет полтора-два месяца, большая часть работы, которой занимается чувашская фабрика "Паха тĕрĕ", уже сделана. Восемь сотрудниц фабрики — мастера по вышивке, художник-дизайнер, художник-модельер — соединяют все в единое полотно размером 3,1 на 6,7 м.
В прошлом году этот же коллектив работал над созданием вышитой карты Чувашии. Разработкой карты занимается главный модельер-конструктор Ольга Ландышева, за соединение элементов отвечает заслуженный работник культуры Чувашии, главный художник фабрики Анастасия Андреева.
В ожидании турне
Презентация вышитой карты России состоится в День России, 12 июня, в Чебоксарах. Как сообщил глава Чувашии Олег Николаев, потом она отправится в турне по всем федеральным округам.
"Мы предлагаем использовать карту и на других мероприятиях как объединяющую Россию составляющую. Тем более этот год объявлен Годом культурного наследия Российской Федерации. Вышитая карта как раз является ярким олицетворением культурного наследия", — пояснил Николаев. Итоги работы подведут 4 ноября — в День народного единства. Демонстрация карты завершится 12 декабря в Москве.
Впервые карту тогда еще Российской империи вручную вышили воспитанницы Московского училища ордена Святой Екатерины 150 лет назад — в 1872 году. Они преподнесли ее в дар Александру II. Это произведение до сих пор хранится в Музее Московского Кремля.
Наши корреспонденты узнали, как работали над проектом в нескольких регионах страны в наши дни.
Иркутская область
Карту Иркутской области, центральным элементом которой стал символ региона бабр, вышивали три мастерицы — народные мастера Иркутской области и члены Cоюза мастеров народного искусства "Оникс" Нина Медведок и Валентина Щенова, а также любитель художественной вышивки Татьяна Качина. Карта выполнена в нескольких техниках. Например, Нина Медведок вышила цветы иркутской гладью — уникальным типом вышивки, придуманным в 1990-е годы. Ею украшают скатерти и полотенца.
Валентина Щенова счетной гладью вышила красный славянский орнамент. "Потом вышивала бабра в ковровой технике, тамбур крючком и ковровой иголкой самого зверя. Он получился пушистым, ведь ковровая техника пушистая и очень подходит для вышивания животных", — говорит мастерица. Отдельно от карты она также вышивала бурятский узор, который будет использоваться уже в оформлении всей карты России.
Мастерицы начали работу в феврале, и через три недели все было готово. "Работали до поздней ночи", — вспоминает Валентина.
Вышивали каждая у себя дома, передавая полотно друг другу. Бабр вышивался отдельно и потом был соединен с полотном.
Новосибирская область
В Новосибирской области над картой работали исследователь и мастер старинной русской вышивки Лидия Полякова вместе с ученицей Мариной Филатовой. Полякова, сотрудница Сибирского отделения Академии наук, с детства увлекалась рукоделием. Ее занятие вышивкой начиналось как хобби, позднее Лидия Михайловна прочла множество книг по истории народной вышивки и стала настоящим знатоком этого искусства.
Основным мотивом вышивки, на создание которой, по словам Поляковой, ушло "всего полтора месяца", стал древний геометрический орнамент, который взят с керамического горшка, найденного во время раскопок в Венгеровском районе Новосибирской области и датируемого IV–III тысячелетиями до н.э. Этот узор, символизирующий сотворение мира, Лидия Михайловна увидела на выставке в Институте археологии и этнографии СО РАН.
Всего в работе использовано три вида старинной вышивки. "Основные мотивы очень древние и похожи для всей России — это можно будет увидеть, когда карта будет сшита. Новосибирские узоры очень близки общерусской традиции. Говорят, что Новосибирск недавно основан, ему всего 110 лет, — ничего подобного, это всегда была земля наших предков, разных народов, проживающих в России сегодня", — пояснила Полякова.
Вологодская область
Этот фрагмент карты, Вологодскую область, выполнила мастер народных художественных промыслов региона, руководитель студии "Вологодские росписи", работающей при Вологодском музее-заповеднике, Дина Теленкова. Как рассказала мастерица, на выполнение фрагмента карты у нее ушло 20 дней, на вышивку панно (фрагмента карты крупнее, размером 35 на 35 см) — месяц.
"Я вышивала белым по белому, Вологодская область оказалась единственной такой на карте. Использовала за основу белый вологодский лен, нашла в своих закромах, и белые хлопковые нитки мулине для вышивки. Поскольку организаторы просили свое, традиционное, то я использовала вологодские техники — шов по письму и вологодское стекло. Шов по письму — это сложная техника, которая содержит в себе несколько техник — это тамбур, счетная гладь или так называемые атласники, стяги". А вологодское стекло — это старинный вид ажурной вышивки, который существует локально на территории региона.
"Вологодское стекло есть только у нас, а шов по письму — это изысканная вышивка, характерная для Русского Севера, очень сложная. Так вышивали и вышивают в Вологодской и Новгородской областях", — рассказала Дина Теленкова.
Так как один фрагмент будет вшиваться в единое полотно "Вышитой карты России", то отдельно мастерица вышила крупный фрагмент, который будет представлен укрупненно, в виде панно, чтобы зрители могли понять, что там вышито.
Вологда считается кружевной столицей России. В начале XX века наибольшее число кружевниц проживали именно в Вологде и Вологодской губернии. В регионе регулярно проводится Международный фестиваль кружева Vita Lace, он пройдет в июле этого года. В Вологде действует Музей кружева, подразделение Вологодского государственного музея-заповедника.
С 2020 года в области ежегодно отмечается День вологодского кружева. Датой праздника было выбрано 27 мая, так как именно в этот день по новому стилю в 1812 году родилась Анфия Федоровна Брянцева, основоположница вологодской манеры кружевоплетения.
Свердловская область
На фрагменте Свердловской области решили вышивать карту как полотенце — встраивать в границы региона горизонтальные наборы. Это связано с тем, что полотенце, или рушник, — один из важных символов в различных обрядах и ритуалах: это предмет оберега, он нужен и на свадьбе, и на похоронах. В каждой избе был красный угол, где на иконе также обязательно размещался рушник, вышитый членами семьи.
"Мы вышивали карту месяц, практически до самого последнего срока — объем большой. Использовали в основном две техники: вышивка крестом, которая распространена у нас на Урале, и набор — имитация ткачества. Долго думали, чьи орнаменты изображать на карте Свердловской области, так как на Урале издревле обитает множество народностей, поэтому выбрать что-то одно было бы неправильно. В итоге взяли то, что бытовало здесь в нынешнем и в прошлом веках", — рассказала Ольга Симакова, мастер по вышивке, работавшая над картой региона.
Помимо фрагмента карты мастера вышили еще один фрагмент — его поставили в рамку и будут демонстрировать вместе с картой. "Этот орнамент я придумала на основе традиционных мотивов, в его основе восьмиконечная звезда, вышитая швом "счетная гладь", также есть крест, болгарский крест и шов-роспись — все эти швы характерны для нашей области", — рассказала автор работы Ольга Ворончихина, бывшая сотрудница Центра традиционной народной культуры Среднего Урала.
Ямало-Ненецкий автономный округ
Один из самых крупных фрагментов "Вышитой карты России" представлен Ямало-Ненецким автономным округом (ЯНАО). В полотно 90 на 70 см вшиты традиционные для Севера орнаменты: оленьи рога, лисий локоть и птицы.
Рукодельница Центра развития внешних связей ЯНАО Роза Накова, выполнявшая вышивку в паре с еще одной мастерицей, рассказала, что работа длилась около двух месяцев. Женщины использовали только натуральные материалы — подшейный волос оленя и оленьи жилы, а также естественные цвета, в частности белый — подшейный волос — и охру.
Пигмент охры был добыт из красной глины, которую мастерицы измельчили после обжига, и уже после порошок нанесли на ткань. Накова добавила, что вышивка выполнялась одной из старинных техник — гладью.
"Вышивать было очень интересно. На самом деле, когда я узнала в интернете про этот проект, тихонько подумала: "А можно было бы и тоже поучаствовать". И как только предложение пришло, сразу согласилась", — отметила рукодельница.
Курган
В Курганской области часть карты вышивали мастерицы Центра русской народной культуры "Лад", используя традиционные для региона тамбурный шов и ковровую вышивку, которая образует на полотне ворс из невысоких петелек, делая рисунок объемным.
"Эта техника использовалась в Зауралье при вышивании ковров, изготовление продолжалось вплоть до 50−60-х годов XX века. Вышивкой этой на территории Урала, Зауралья, бывшей Пермской губернии украшали элементы костюма, рубахи, фартуки, запоны, фон фартуков был темным — черным, бордовым, зеленым", — поделилась специалист отдела маркетинга ГАУ "Курганский областной Дом народного творчества" Анна Грицук.
Дагестан
Над изображением Республики Дагестан работал этноцентр "Кайтаги". Директор этноцентра Зубайдат Гасанова, мастер-художник Разият Магомедова и художник-дизайнер Анна Амарова вышили карту республики, используя для этого технику всемирно известной кайтагской вышивки — уникального древнего вида искусства кайтагцев. На холсте, повторяющем границы Дагестана, были вышиты традиционные узоры, старинные символы и обереги.
Зубайдат Гасанова считает, что проект служит укреплению единства многонационального народа Российской Федерации и способствует развитию интереса и позитивного отношения к истории государства.
"Мы очень рады и горды тем, что нам, кайтагским мастерицам, как лучшим мастерам по декоративно-прикладному искусству, доверили это важное дело. Мы вложили душу в каждый из узоров и вывели их с пожеланиями мира, плодородия и процветания родному Дагестану и России. Пусть эти древние обереги станут счастливыми талисманами для всей нашей Родины!" — сказала она.
По словам мастериц этноцентра, на карте Дагестана акцент сделан на две картины: "Талисман и оберег" с вышитыми орнаментами, где изображены древние символы с пожеланиями мира и гармонии, процветания и удачи, успехов и побед, и "Рога изобилия" — талисман плодородия.
Ростовская область
В Ростовской области фрагмент карты России вышивали участницы творческой мастерской "Берегиня" из Дома культура Целинского района. Как рассказала ТАСС руководитель ДК Марина Скворцова, на работу ушло чуть больше месяца. В создании вышивки принимали участие семь мастериц.
Работа над фрагментом вышитой карты России стала очень ответственной для участниц творческой мастерской, говорит Скворцова, не обошлось и без споров. "У нас очень многонациональная область. Хотелось показать разнообразие народов, которые проживают в Ростовской области", — объяснила она.
Карту Ростовской области вышивали крестиком. "В качестве символов, олицетворяющих нашу область, мы выбрали коня, подсолнух, лазорик (степной тюльпан), виноградную гроздь, различные народные орнаменты", — сказала мастерица.
Всего мастера изготовили два экземпляра вышивки, один из которых отправился в Чувашию. Со вторым можно ознакомиться в Доме народного творчества в Ростове-на-Дону.
По словам Скворцовой, в ходе работы над вышитой картой России выяснилось, что все мастерицы уже в возрасте. И сейчас в ДК набирают для обучения детей, чтобы передать им навыки и знания искусства вышивки.
Крымский полуостров
Три мастерицы Центра народно-художественных промыслов Крымского государственного фонда поддержки предпринимательства вышили для карты России полуостров Крым размером 26 на 15 см. Фрагмент включает национальные орнаменты трех народов региона: русский, крымско-татарский и украинский. На фрагменте изображен и герб Республики Крым.
Руководитель образцовой студии "Паутинка" Ольга Будаева вышивала колонны, солнце, щит, окантовку полуострова. Ее мама — преподаватель английского языка и заслуженный работник культуры Крыма Людмила Будаева — основное поле карты.
"Я вышивала грифона, надпись "Процветание в единстве" и элементы ленты очень мелким крестиком. Затем эти фрагменты соединялись с гербом", — рассказала руководитель Центра народно-художественных промыслов Татьяна Рожкова.
По ее словам, для вышивки применялся настолько маленький крестик, что пришлось использовать специальные очки ювелира с большим увеличением. "Когда вышиваешь пару таких крестиков — нормально, а когда двигаешься дальше — изображение начинает расплываться в глазах, потому что все очень мелко. В этом была трудность. Я сама понимала, что даже при хорошем зрении это будет очень тяжело. Грифон вышивался белыми нитками для вышивки на белой же основе. Все это расплывается в глазах буквально через пять минут работы", — вспоминает Рожкова.
Трудились мастерицы в выходные дни и вечером после основной работы. "Это была интересная работа, потому что сейчас я в основном занимаюсь бумажной административной работой. Удалось вернуться к творческой работе. Четыре часа ушло только на вышивку маленького элемента ленты герба. На два элемента — восемь часов, центральная лента — около 12 часов. Грифона я перешивала несколько раз, потому что рисунок мелкий (когти, голова, крылья, лапы) и приходилось перерисовывать и заново начинать", — рассказала директор центра.
Редакция региональных новостей ТАСС