Фильм о настоящем человеке
Больше десяти лет назад Алексей придумал документальный цикл "Русский след" для телеканала "Моя планета". Это уже почти 40 фильмов-приключений о загадках русской истории: "Демянский котел", "Кущевка. Всадники Победы", "Шпион Его Величества", "Арктический щит", "Сивуч. Забытая легенда Балтики", "Дорога 101. Спасти Ленинград" — только некоторые из них.
Сейчас их можно увидеть на официальном канале "Моей планеты" в YouТube. Творческая группа ищет малоизвестные истории, в которых есть интрига, и это обязательно должны быть события, которые повлияли на судьбу страны. Каждая съемка — это не только работа в архивах, поиск героев, но и экспедиции. Например, для одного из фильмов цикла — о летчике Маресьеве ("Маресьев. Последняя тайна настоящего человека", выпущен в 2018 году) команда документалиста провела девять экспедиций.
Жизнь Алексея Маресьева изучена, сняты фильмы, написаны книги и статьи — казалось бы, о чем еще в этой теме можно сказать?
"Мы хотели найти самолет Маресьева (Як-1, на котором знаменитый летчик совершил вынужденную посадку — прим. ТАСС) — были такие амбициозные цели. Но когда мы начали работать над фильмом, я понял, что эта идея — вторична по отношению к личности самого Маресьева. Самый важный вопрос, который я задавал себе: что сделало его таким великим, таким большим, настоящим? Откуда он брал силы преодолевать, потому что вся его жизнь — сплошное преодоление. А его это все только закаляло", — рассказывает режиссер.
А самолет Маресьева, как установила группа Никулина в ходе одной из экспедиций, разобрали на запчасти в 1942 году.
Идея фильма "о настоящем человеке" пришла к Алексею случайно. Во время съемок на острове Патмос (Греция) о русском присутствии к Алексею и творческой группе подошел местный житель. Разговорились, и мужчина попросил помочь скачать фильм "про русского летчика без ног". Оказалось, что Маресьев — его герой с детства.
"Мы, конечно, помогли, и я тогда задумался, что раньше у нас в стране его знал каждый. Вернулся в Россию и стал задавать вопрос знакомым, знают ли они историю летчика без ног. Оказалось, что помнит примерно половина опрошенных", — вспоминает Алексей.
Фильм был в производстве рекордное время — 2,5 года. Никулин встретился со всеми оставшимися в живых людьми, с которыми близко общался Маресьев.
"С одной стороны, мы историю Маресьева дополнили, с другой — раскрыли его личность. Меня поразила его стойкость и простота. Хотя его знали во всем мире по книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке", которую перевели на десятки языков, — говорит документалист. — История Маресьева изменила меня самого. Я стал относиться к жизни по-другому: из нее исчезли второстепенные вещи. Для меня Маресьев стал героем, который научил меня преодолевать. Он помог мне подняться на другую нравственную ступень".
"Причесанную" родину легко любить"
"Я не люблю слово "миссия", но она существует. Я хочу, чтобы люди знали свою историю. Если ее не знать, то и защищать нечего. Больше 20 наших фильмов попало в образовательную программу министерства образования Костромской области. Наши фильмы дети смотрят на уроках истории. Для меня это очень показательно, — рассказывает Алексей. — Людей, не знающих историю, ее процессы и механизмы, можно сравнить с потерявшими память. Они могут изучать языки, писать программы, приобретать навыки, профессии, но не способны спрогнозировать свое будущее. Ни на месяц, ни на год, а тем более на жизнь".
У проекта "Русский след" просветительская миссия. И интерес к документальному кино такого формата есть, у одного из фильмов цикла количество просмотров дошло до 5 млн.
"История для меня — очень прикладной предмет. Она позволяет понять прошлое, разобраться в настоящем и предсказать будущее. Историю нужно рассказывать честно, как она есть: с ошибками, позором, потому что "причесанную" родину легко любить. А ты попробуй полюбить ту, которая иногда ошибается", — считает Никулин.
Камчатская экспедиция
Сейчас у Никулина в работе сразу несколько новых картин и циклов.
"Один из будущих фильмов нашей кинокомпании Skyfirst — "Нагайбаки. Наследники победителей", о казаках-нагайбаках с Южного Урала, которые участвовали в освободительном походе русской армии в Европу в 1813–1814 годах. Следующий проект "Крым. Портал времени" — о малоизученных жемчужинах археологии. Также начинаем работу над большим фильмом о воздушной трассе Аляска — Сибирь, которая работала для перегонки американских самолетов в СССР по договору ленд-лиза. Будем продолжать съемки в следующем году в Якутии. Начинаем проект "Молодая гвардия" — о детях и подростках, совершивших героические поступки. Для фильма, касающегося и прошедшей экспедиции на Камчатку, мы запланировали съемки на Курилах в следующем году. Это история о том, как Курилы стали российскими и благодаря кому это произошло", — делится Алексей.
"Мы поработаем в архивах, будем еще снимать материал, кроме того, который снят в этой камчатской экспедиции. Всегда важно совмещать и практическую, и теоретическую часть подготовки. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что архивные документы противоречат друг другу. Когда мы работали на Алсибе (экспедиция РГО обследовала аэродромы воздушной трассы Аляска — Сибирь — прим. ТАСС), нашли такие несовпадения. Читаешь архив — там одно, а в записках бортрадиста совершенно другое. А третье ты видишь на месте. Приходится сопоставлять информацию", — рассказывает Алексей.
По мнению документалиста, каждый найденный фрагмент самолета может о чем-то рассказать. Например, много кислородных баллонов на месте падения самолета говорят о том, что борт летел на дальнюю дистанцию и поднимался на большую высоту.
"Американские самолеты, потерпевшие крушение на Камчатке во время Второй мировой войны, — это часть истории, ее нужно изучить. Эти поиски, экспедиция, взаимодействие — мост над пропастью. Это наша общая история, мы были союзниками и умеем ими быть. Я считаю, что надо рассказывать об истории независимо от того, удобно ли нам о ней говорить сейчас. Она должна быть вне времени. Нельзя рушить памятники только потому, что они не соответствуют нашим сегодняшним взглядам. К историческим событиям надо относиться бережно. И экспедиция на Алсиб, и эта история — это мост над пропастью", — убежденно повторяет Алексей.
"Мы никогда не обманываем зрителя"
Один из принципов Алексея при съемке фильмов — никакой постановки, реальная история, без фантазий и подложенных в кадр "найденных" предметов.
"Было много случаев, когда наша принципиальность вознаграждалась. Солнце уходит, объект не найден, если не найдем — фильм не сложится. То есть снято все, кроме главной вещи, которая должна "склеить" историю. И вдруг — раз — и находим! Везение! Я для себя сделал вывод, что это потому, что мы никогда не обманываем зрителя", — рассказывает Алексей.
Документалист считает, что в съемках любого проекта есть момент, когда понимаешь: фильм получится.
"Ничего не складывается. Нужно что-то придумать. А в итоге потихоньку механизм начинает проворачиваться. Как только ты ловишь этот кайф — момент истины, понимаешь: получилось! Теперь ничего не помешает тебе его закончить. У нас был случай: во время съемок фильма нам предложили познакомиться с человеком, в чьей частной коллекции оказалась вещь, которая имела прямое отношение к теме фильма. Серебряный набор с гравировкой — поднос, графин, стопки — с датой "1915". Поднос представляет собой морскую карту с промером глубин Ирбенского пролива — того места, где происходили события, описанные Валентином Пикулем. Удача!" — вспоминает Алексей.
Бывает, что съемки связаны и с большим риском.
Алексей вместе со вторым ведущим фильма чуть не утонули в Греции. Ныряли — искали затонувший русский корабль, начало штормить. Коллегу отнесло течением и волнами за 150 метров. Алексей смог выбраться самостоятельно. Но корабль нашли, он лежал на дне больше двухсот лет.
"Когда фильм вышел — я его не пересматриваю, всегда кажется — могли сделать лучше. Из всех снятых лент какая для меня важнее? Та, которую я еще собираюсь снять", — улыбается Алексей.
Вера Костамо