В Якутске разработали рекомендации для воспитания дошкольников в кочевых условиях
Методическое пособие адресовано руководителям, педагогам и воспитателям детских образовательных организаций
ЯКУТСК, 3 февраля. /ТАСС/. Эксперты разработали методические рекомендации для семейного воспитания детей дошкольного возраста в кочевых условиях. Об этом ТАСС сообщила руководитель отдела кочевого образования филиала Федерального института родных языков народов РФ в Якутске Наталья Ситникова.
"Методические рекомендации адресованы руководителям, педагогам и воспитателям детских образовательных организаций, работающим с родителями, которые ведут кочевой образ жизни. Рекомендации разработаны для организационной, методической и практической помощи по реализации деятельности семейной дошкольной кочевой группы с учетом положений федеральных и региональных нормативно-правовых документов", - рассказала Ситникова.
Ученые считают, что традиции, труд, единство общечеловеческого и национального воспитания должны стать основой для воспитания детей в семье у народов Севера. Вместе с тем, по их мнению, не все современные родители и воспитатели детских садов используют в своей работе народные традиции. "В сложившихся условиях важно, чтобы родители и воспитатели детского сада хорошо знали народные традиции, семейные ценности воспитания детей", - считает собеседница агентства.
Каждый народ имеет собственную систему воспитания, отражающую особенности условий жизни и менталитета. Например, традиции семейного воспитания у хантов опираются на труд. "Девочки учились вести домашнее хозяйство, помогали выделывать шкуры, учились шить, украшать одежду из бисера и меха. Мальчики делали рыболовные снасти, нарты, лодки", - отметила эксперт.
В эвенских семьях у каждого члена семьи, в том числе и у детей, была своя зона ответственности. "В семь лет дети могли самостоятельно поймать и привязать домашнего оленя. С шести-семи лет отец брал сына на охоту, где тот наблюдал, помогая старшим, выполнял определенные поручения. В этом же возрасте мальчикам дарили соответствующие их росту модели ружья, лука, копья, которыми они, играя, учились владеть и пользоваться", - отметила Ситникова.
Эвенки воспитывали у детей интерес и уважение к труду родителей. "С переходом эвенков на оседлый и полукочевой образ жизни непосредственная связь ведения традиционного хозяйства и кочевого уклада жизни постепенно ослабевает. Однако на сегодняшний день весной и летом дети наблюдают за трудом оленеводов, рыбаков, принимают активное участие в их работе", - рассказала Ситникова.
Возрождение языков
Возвращение языка в сферу повседневного общения является главной задачей многих традиционных сообществ. "Несмотря на то, что многие из языков преподаются в школе и в детском саду, новое поколение ими практически не владеет. Поколение молодых родителей также не всегда может обеспечить речевую среду общения в семье", - отметила собеседница агентства.
По ее словам, преподавание нацелено в основном на более или менее механическое заучивание лексики и обучение чтению. Эксперты советуют больше внимания уделять разговорному языку. По ее словам, есть несколько "позитивных методик ревитализации языков в мире, которые могут быть применены в семье, в том числе в кочевых условиях". Это, например, методика возрождения исчезающих языков "мастер-ученик", разработанная Институтом развития языков американских индейцев Университета Аризоны и междисциплинарным центром исследований Арктики, отдаленных и холодных территорий Университета Северной Айовы.
Как уточнила Ситникова, для занятий мастеров с учениками не требуется организации каких-либо формальных встреч. Они могут проходить в любой форме и в любых условиях: во время сбора ягод, ловли рыбы, ухода за домашними животными, приготовления пищи, шитья и других повседневных дел. "Самое важное, чтобы мастер и ученик находились рядом и разговаривали друг с другом на своем языке", - отметила эксперт.
Обучение осуществляется с помощью языкового погружения. Мастер и ученик берут на себя обязательство проводить вместе от 10 до 20 часов в неделю, разговаривая главным образом на своем языке. "Мы понимаем, что организовать занятия в течение 10, а тем более 20 часов в неделю, достаточно трудно. Однако в местах кочевий оленеводы-родители, бабушки и дедушки имеют возможность погрузить детей в языковую и культурную среду", - заключила Ситникова.
О кочевом образовании
В Арктической зоне Российской Федерации живут около 82,5 тыс. представителей коренных малочисленных народов. Круглогодично в Арктике кочуют около 20 тыс. тундровиков с семьями. Они имеют особый статус и возможность пользоваться преференциями со стороны государства. Существуют две формы общего образования, которые доступны детям из таких семей, - это школа-интернат и кочевая школа.
В советский период школы-интернаты были универсальной формой обучения для детей коренных малочисленных народов. В числе негативных сторон такой формы обучения специалисты отмечают трудности адаптации ребенка в поселке, отрыв от семьи, резкую смену обстановки и культурной среды. Альтернативой для общин коренных народов было предложено развитие "красных чумов" и в дальнейшем кочевых школ.
С 2005 года в Якутии создано региональное законодательство о кочевых школах. В регионе функционирует уже 10 кочевых подразделений с охватом около 100 детей. Примеру Якутии последовали в Амурской области, Ямало-Ненецком автономном округе и на Таймыре.
В арктических регионах России 4 676 семей ведут традиционный образ жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. По информации института, около 7 тыс. детей воспитываются в кочевых семьях, из них более 2 тыс. - дошкольного возраста.
Во многих регионах распространена форма погружения в языковую среду во время летних каникул. Она подкрепляется инициативой родителей и активистов из сферы образования по организации языковых занятий.